Алена Попова
Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста.
Как писал известный педагог Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
Публикация «Особенности организации и проведения различных форм взаимодействия с родителями в группах раннего возраста» размещена в разделах
Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе, поэтому мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка.
Успешная адаптация детей к детскому саду происходит посредством обеспечения благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок – родитель. Для этого необходимо:1. Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества. 2. Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их педагогической компетенции 3. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Это позволяет нам:
1. Создавать положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
2. Повышать педагогическую грамотность родителей на основе ФГОС;
3. опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов;
4. Продуктивно- творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Формы работы с родителями :
Информационно-аналитическая форма общения с родителями направлена на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
С целью изучения условий жизни семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начинаем работу с анкетирования.
Анкетирование - это неотъемлемая часть нашей работы, одна из форм получения и обмена информацией по разным вопросам с родителями нашей группы. С одной стороны, оно позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь, узнавать особенности здоровья воспитанников. С другой стороны, анкетирование помогает родителям оценить свои педагогические возможности.
С помощью Информационно-просветительской формы родители знакомятся с возрастными и психологическими особенностями детей. Для этого с родителями проводятся консультации с целью повышения психолого-педагогической компетенции в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Подбирается специальная психолого-педагогическая литература для родителей, памятки, рекомендации о развивающих играх. Так же в нашем детском саду созданы все условия для организации единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, старшие воспитатели) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.
В начале года мы вовлекаем родителей в образовательный процесс через информирование о направлениях деятельности дошкольного учреждения; раскрываем основные задачи воспитания ребенка в детском саду, знакомим с формами и методами организации обучения, проводим консультирование по вопросам организации игровых форм общения и обучения ребенка дома, знакомим с возрастными особенностями психического и физического развития детей раннего возраста.
В своей группе выстраиваем взаимодействие с родителями, используя следующие принципы, ориентированные на семью: уважения, доброжелательности, проявление гибкости и чуткости.
Одной из самых эффективных форм работы с семьей остаются родительские собрания, проводимые с использованием активных форм. Форму проведения родительского собрания выбираем после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть собрание в виде презентации, заседание в виде круглого стола, родительское собрание с демонстрацией достижений воспитанников. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям : увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; попробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Активная форма работы с родителями помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми - это участие родителей в совместных мероприятиях, конкурсах проводимых в нашей группе.
Родители становятся активными участниками выставок:
«Новогодняя поделка», «Подарок для папы», «Цветы для мамы», «День города», «Поделки из природного материала». Родители вместе с детьми делают поделки, оформляют рисунки, изготавливают сенсорные игры, книжки своими руками.
В течение года родители были вовлечены в такие развлечения как: «Осень золотая в гости к нам пришла», «Вечерние игры», подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Так же совместно с родителями и их детьми было изготовлено несколько творческих работ «Прекрасней кошки нет на свете существа» Ах, это удивительное лето», «Что такое доброта», «С днем Защитника Отечества».
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую–нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Все участники соревнований выставок, конкурсов обязательно награждаются грамотами. Традицией нашей группы стал выпуск фотоальбома и дисков жизни детей в группе и по проведению праздников.
Для нас очень важно, показать родителям успехи детей, поэтому в группе созданы уголки продуктивной деятельности детей «Разноцветные кисточки», «Наши поделки», через которые родители наглядно знакомятся с успехами своего ребенка. В рубрике «Учите вместе с нами» мы размещаем тексты стихов, песен, которые можно выучить вместе с ребенком и которые дети с удовольствием поют и рассказывают дома, бабушкам, дедушкам и гостям.
Выставка художественной литературы, знакомит родителей со сказками, стихами, рассказами для детей раннего возраста. Родители могут взять интересующую их книгу для домашнего чтения с детьми.
Для более сплоченного сотрудничества с родителями, в интернете создана группа, для общения родителей и воспитателей по вопросам развития и воспитания малышей.
Так же у нас есть команда родителей, с которыми построены партнерские взаимоотношения, которые всегда откликаются на наши просьбы, а чаще они проявляют свою инициативу, и тем самым заинтересовывают других родителей группы. Благодаря этому родители становятся еще более сплоченными и друг с другом, и с детьми, и с нами.
Главный принцип современного педагога: «не надо обучать, а надо жить с детьми интересной общей жизнью.»