Валентина Витальевна Самойлова
Особенности обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач федерального государственного стандарта в детском образовательном учреждении является речевое развитие, от которого в дальнейшем будет зависеть успешное овладение устной и письменной речью в начальной школе. Дети с тяжелыми нарушениями речи - категория воспитанников с особыми предпосылками к обучению грамоте.
Публикация «Особенности обучения грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сегодня общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоты детьми с речевой патологией проводят начиная со среднего дошкольного возраста и при условии реализации специально разработанной методики.
Проведя теоретический анализ развития детей с ТНР, мы можем выделить основные особенности, которые важно принимать к сведению в ходе подготовки к обучению грамоте :
– нарушение звукопроизношения;
– недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия;
–нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики.
Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения грамоте детей с ТНР - наличие более детального добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза.
То есть, прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков.
Позднее учиться делить речевой поток на предложения, предложения на слова
После этого знакомиться с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения.
В группах компенсирующей направленности для детей с ТНР определенное методическое обеспечение образовательного процесса разных авторов. Но методика обучения грамоте остается классической с разработанной последовательностью изучения звуков и букв.
В группе 5-6 лет после первоначально знакомства детей со звуками окружающего мира и звуком, как единицей речи, вычленения звука из общего потока, распознавания, кто или что издает его, необходимо учить выделять гласный звук голосом вслед за взрослым, что подготавливает детей к интонационному выделению любого звука в слове.
Затем вводится «гласный звук» и его обозначение красными фишками. Звуки певцы поют сои песни серьезно и с улыбкой. Закладывается основа для дальнейшего определения мягкости и твердости согласных.
Детей учат определять изначально первый звук в слове, подбирать слова с заданным звуком. Все эти упражнения проводятся в игровой форме. Пополняется словарный запас, расширяется познавательный интерес
Далее последовательно вводятся согласные звуки. При условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения.
Вводится термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно.
Для детей старшего возраста можно называть согласные твердые звуки «сердитыми», согласные мягкие звуки «ласковыми». Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук».
Вводится термин «слог», и делается графическая запись слогового деления.
Дается представление о протяженности слов (короткие и длинные, детей знакомят с делением слов на слоги на основе выделения гласных звуков. Дети делят слова на части (кусочки, отстукивая, отхлопывая ритмико-слоговую структуру. Учатся определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). В качестве вспомогательного средства используются заместители (мелкие фишки, полоски бумаги, наглядно изображающие отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов.
С помощью такого дидактического материала дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и доступным.
Продолжается интонационное выделение заданных звуков в словах, подбираются слова на определенные звуки, вычленяется первый звук в слове, определять наличие или отсутствие звука, затем учат детей находить звук в конце и середине. Отрабатывается умение выделять звонкие и глухие звуки в словах, что помогает детям выполнять полный звуковой анализ слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска и замен букв при письме.
После того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.
Но чтение не рождается автоматически на знании букв алфавита. Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.
1. Опознание буквы в ее связи со звуком
2. Различение понятия звук и буква «Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем.
3. Слияние нескольких букв в слог.
4. Слияние нескольких слогов в слово.
5. Объединение нескольких слов в законченную фразу.
Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:
1. Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
2. Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
3. Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи требует от учителя-логопеда творческого подхода, умения так организовать, учебный процесс, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание научиться читать. В основе коррекционно-логопедического процесса по обучению грамоте детей лежит игра, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Обучая детей грамоте педагог должен организовать совместную деятельность так, чтобы она была интересна и способствовала развитию компенсаторных возможностей ребенка с ТНР. Основное правило: работает взрослый, дети играют.