Получи документы

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма

Наталья Чигирева
Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма

Чигирёва Наталья Александровна

МБДОУ №73 г. Каменск – Уральский.

Существует множество методов, помогающих в обучении у аутичного ребенка основным учебным навыкам.

Публикация «Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма» размещена в разделах

Так, при обучении чтению вначале следует обратить внимание на хорошую непроизвольную память ребенка и на то, как он, играя с магнитной азбукой, может быстро запомнить весь алфавит. Взрослому необходимо как можно чаще называть буквы, не требуя от ребенка их постоянного повторения, так как это может вызвать у ребенка негативизм. Педагогам и родителям не стоит учить ребенка побуквенному чтению, а сразу начинать работу по чтению целых слов. Так как, научившись складывать буквы или слоги, такой ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного. Его привлекает сам процесс соединения букв и слогов, т. е. он начинает использовать его для аутостимуляции. При использовании методики «глобального чтения» можно избежать этой опасности, так как идет подписывание картинок или предметов целыми словами, тогда ребенок уже глазами видит этот предмет. [2]

Кроме этого, научить ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как эта методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение или как картинку. Родителям и педагогам можно соединять «глобальное чтение» с приемом сюжетного рисования.

Для подготовки руки ребенка к письму необходима отработка произвольных ручных движений, которые трудны для него из-за нарушений в распределении психофизического тонуса, так как любые моторные навыки лучше отрабатывать, помогая своими руками ребенку. По возможности, каждую часть занятия можно обыгрывать.

Для обучения чтению и письму детей с РДА разработана методика «глобальное чтение». В ней заключены некоторые традиционные приемы работы по развитию способности выделять звук и букву в слове, и состоит она из четырех этапов. [1]

Первый этап.

Ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации. Мама вместе с ребенком просматривают семейные фотографии, которые она комментирует. Они как бы заново переживают приятные моменты, причем важным является, чтобы оба получали от этого удовольствие. Занятие должно проводиться в комфортной для ребенка обстановке—необязательно за столом, можно и на полу. Мама раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями — справа. Берет одну фотографию и кладет ее посередине, а затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: "Папа". То же самое проделывается и с остальными снимками. Когда ребенок привыкает к такой организации занятия, мама вместе с руками ребенка выполняет задание. Левой рукой выбирает нужную фотографию, а правой рукой ребенка мама берет нужную табличку. При этом она все объясняет. После нескольких занятий ребенок усваивает способ действий и уже часть заданий может выполнять самостоятельно.

Второй этап

Начинается с оформления альбома, где мамой наклеены все фотографии и подписи к ним. После этого подбираются 7-10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов и готовятся таблички с надписями. Занятия проводятся по схеме первого этапа.

Постепенно набор картинок и табличек увеличивается. Затем уже идет работа с альбомом. На каждой странице альбома ребенком усваивается новая буква. Сначала мама сама пишет эту букву, затем просит написать ее ребенка и потом уже подбираются картинки, названия которых начинаются с этой буквы. Если ребенку трудно сразу написать печатную букву, то можно сделать эту букву из точек и ребенок уже пишет ее по точкам. Многим детям очень нравятся такие занятия особенно, когда они проводятся в игровой форме вместе с родителями. Освоить написание буквы ребенок может и по трафарету.

Последовательность работы в альбоме:

1) Новую букву пишет сначала взрослый, а затем сам ребенок.

2) Работа с буквами магнитной азбуки.

Третий этап

На этом этапе идет обучение ребенка составлению фраз и чтению целых предложений. Здесь необходимо использовать любимые детские книги, сказки малыша. Научившись работать с ними, ребенок переносит свой опыт на другие книги. Но бывает, что ребенку эти сказки стали уже неинтересны — тогда будет легче, если он сам назовет свою любимую книжку.

Работа над фразой ведется по двум направлениям:

1) по материалам любимой книжки;

2) используется опыт самого ребенка.

Педагог готовит таблички с готовыми фразами надписями, отражающими содержание текста. Сначала пять коротких фраз (из двух или трех слов, а затем фразы становятся длиннее и их количество составляет 7 - 9. Педагог рассказывает сказку, потом останавливается, открывая подходящую картинку в книжке, и выбирает табличку с фразой и кладет ее около картинки. Далее уже идет диалог.

Таким образом, ребенок, зная содержание сказки и видя картинку-иллюстрацию к ней, слышит образец фразы и видит, в каком порядке выкладываются таблички с фразами.

Необходимо, чтобы сказка была напечатана крупным шрифтом. Взрослый начинает читать, а ребенок дочитывает последнее слово. Важным является то, что при «дочитывании» ребенок слышит себя и осознает свою роль в чтении.

Бывает, что ребенок читать отказывается. В таких случаях его нельзя ругать и принуждать насильно читать, так как может появиться стойкий негативизм к занятиям. Необходимо на некоторое время отложить чтение. Если ребенок уже довольно долго отказывается читать, то стоит спросить, что его беспокоит, поговорить с ним, возможно, после этого, он согласится. Или можно взять другую сказку для прочтения, которая будет более интересна ребенку. [3]

На третьем этапе обучения чтению продолжается работа с альбомом. Ребенок по просьбе мамы самостоятельно подписывает альбомные картинки словами и короткими фразами. Продолжается и работа с магнитной азбукой.

Продолжается развитие графических навыков ребенка : рисуем с ним палочки, овалы, кружочки, линии, подписываем рисунки печатными буквами, мы упражняемся в штриховке предметов, складываем из палочек фигурки. Обычно на этом этапе работы ребенок уже лучше владеет своей рукой. Главное помнить, что для успешного обучения таких детей необходимы учёт их собственных интересов, отсутствие принуждения, соблюдение принципа: от общего – к частному, от целого – к части».

Четвертый этап

Этап предполагает освоение навыков письма и счета. Полученные ранее ребенком навыки закрепляются. Усложняется материал для чтения и выкладывания слов, фраз. Ребенок уже сам выбирает книгу, может задавать вопросы по содержанию текста. Одновременно появляются два новых вида работы:

1) освоение прописей;

2) обучение счету.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенности обучения детей с РДА навыкам чтения и письма носит поэтапный характер. При обучении чтению вначале следует обратить внимание на хорошую непроизвольную память ребенка. Взрослому необходимо как можно чаще называть буквы, не требуя от ребенка их постоянного повторения. Существует множество методов, помогающих в обучении у аутичного ребенка основным учебным навыкам.

Библиографический список:

1. Лебединская К. С, Никольская О. С. и др. Дети с нарушениями общения. М. : Просвещение, 1988.

2. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. М. : Просвещение, 1991.

3. Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М. : МГУ, 1990.

Публикации по теме:

«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК«Моя мама — фея цветов». Творческие работы детей с детским МК Приближается праздник-день 8 марта. И все мы стараемся сделать с детьми подарок для мам и бабушек, придумываем что-то интересное. Я предложила.

Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…»Фотоотчет о переписке между детскими садами «Письма, письма лично на почту ношу…» «Письма, письма лично на почту ношу….», - пела некогда знаменитая группа «Песняры». Вот и я спешу в почтовое отделение, чтобы отправить.

«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3«Письма, письма лично на почту ношу». Посткроссинг на МAAM. Часть 3 «Словно, я роман с продолженьем пишу», вот и мы с ребятами пишем и получаем письма! Как это здорово- заглянуть в почтовый ящик и найти.

Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению словДидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.

К оленям утром ранним или необычное путешествие на стойбище к оленеводам-ненцам!К оленям утром ранним или необычное путешествие на стойбище к оленеводам-ненцам! 8 марта нынче я решила отменить необычно: купила путёвку на стойбище к кочующим оленеводам - ненцам. В Пинежский район Архангельской области.

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкамКартотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам 15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

План-конспект ООД по рисованию гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группыПлан-конспект ООД по рисованию гуашью «Ранним утром на цветы пчёлки прилетели» с детьми старшей логопедической группы Здравствуйте,уважаемые коллеги и друзья! Всегда рада вашим визитам на мою страничку. Сегодня хочу продолжить разговор о весне. Представляю.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма
Опубликовано: 13 января 2020 в 18:41
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом навыкам чтения и письма» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Чигирева (УИ 769437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД