елена золотухина
Особенности нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели особенности нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития. На примере работ многих ученых провели классификацию детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.
Ключевые слова: задержка психического развития, речь, дошкольники, речевые нарушения.
Публикация «Особенности нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия); ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности : недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании, нарушения различных сторон речи.
Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладении речью. По данным разных авторов, от 39 до 95 % детей с ЗПР имеют разнообразные нарушения речи.
При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи. Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи).
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность.
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого развития. В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.
Так, Е. В. Мальцева выделяет 3 группы детей с ЗПР:1) дети с изолированным фонетическим дефектом (неправильное произношение одной группы звуков, связанное с аномалией строения артикуляционного аппарата, нарушением речевой моторики);2) дети с фонетико-фонематическим нарушением (неправильное произношение звуков 2-3 фонетических групп в сочетании с нарушениями слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа);3) дети с системным недоразвитием всех сторон речи (сочетание
фонетико-фонематических нарушений и нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи).
Нарушения звукопроизношения. Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития. Чаще всего нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. Отмечается недостаточность речевой моторики у детей с ЗПР, которая особенно ярко проявляется в движениях языка. Движения языка характеризуются неточностью, излишним напряжением, трудностью удержания позы, переключения от одного движения к другому. Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.
Особенности лексики. У детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность. В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В активном словаре детей с ЗПР преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.
Особенности грамматического строя речи. Исследование грамматического строя речи у детей с ЗПР выявило у большого количества старших дошкольников и значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. У детей с ЗПР дошкольного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и прилагательных, так и глаголов. Анализ словообразования прилагательных показывает, что дети используют при словообразовании ограниченное число суффиксов. Большие трудности
вызывает у детей с ЗПР воспроизведение простых распространенных предложений. Нарушение воспроизведения предложений носит различный характер.
Нарушения связной речи. У детей с ЗПР отмечается и своеобразие связной речи. Для них сложен пересказ произведений (особенно повествовательного характера, составление рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и составление творческого рассказа, рассказа-описания. Для речи детей с ЗПР характерна неосознанность и непроизвольность построения фразы как высказывания в целом, дети не дают развернутого ответа на вопрос взрослого, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. У детей с ЗПР имеется отставание в развитии планирующей функции речи, трудности кодирования и декодирования текста. Учет неоднородности речевых нарушений и сформированности речевых функций у детей с ЗПР определяет необходимость осуществления дифференцированного подхода в изучении и преодолении данных нарушений.
Нарушения чтения. Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения чтения и письма, у детей с ЗПР, являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами. Распространенными ошибками чтения являются замены звуков. В процессе чтения у детей с ЗПР наблюдаются различного рода искажения звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных.
Нарушения письма. Большая распространенность нарушений устной речи, несформированность фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, а также низкая познавательная активность и др. обусловливают у детей с ЗПР не только
нарушения чтения, но и нарушения письма. С логопедической точки зрения, можно выделить следующие группы ошибок:1. Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия (дифференциации фонем). 2. Ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа. 3. Ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры отдельного предложения. 4. Ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста. 5. Замены графически сходных букв. 6. Орфографические ошибки. У детей с ЗПР в процессе письма отмечаются и нарушения моторного акта письма, нарушения каллиграфии. Дети часто соскальзывают со строки. Отмечается непропорциональность величины букв, неравномерное соотнесение элементов буквы.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.
Библиографический список:
1. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. М., 2012.
2. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003.
3. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина, М., 2004.
4."Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". /Под редакцией Волковой Л. С., Лалаевой Р. И., Липаковой В. И. 2005