Анна КАшлей
Особенности мышления у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности мышления у детей с нарушением зрения.
2 слайд
Мышление - опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Полное отсутствие или частичное нарушение зрения резко ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития. Слепым приходится, одолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта.
Публикация «Особенности мышления у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
3 слайд
Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей. Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов. Для слепых и слабовидящих детей характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.
Наглядно-действенное мышление.
- недостаточность сенсорно - перцептивных действий, из-за чего дети хуже, чем нормально видящие, оценивают форму, пропорции, пространственные отношения, что не обеспечивает адекватного отражения объекта, его деталей, их взаимосвязей;
- уровень умений последовательного анализа постройки и графической конструкции у детей с нарушениями зрения ниже, чем у нормально видящих детей. Опознание у них не основано на учете всех информативных признаков и их взаимосвязей;
- монокулярный характер зрения затрудняет предметно-практические действия, связанные с наложением, совмещением конструктивных деталей. Не сформирован компенсаторный механизм, в данном случае – осязание (руки «не научены помогать глазам», которые плохо видят);
- выбор объектов конструирования детьми ограничен строительными сооружениями и машинами. Он несколько беднее у детей с косоглазием и амблиопией, что свидетельствует о недостаточности их представлений об окружающее мире по сравнению с нормально видящими.
- затруднения в выделении частей объекта, недостаточны умения соотносить части и их признаки. Большие затруднения в объединении разрозненных частей в целое. Несформированность способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно - перцептивном процессе сравнения, анализа, синтеза.
Наглядно-образное мышление.
- анализ решения задач детьми с нарушенным зрением показывает, что усвоение содержания задач, рассуждения и умозаключения у них не отличаются от наблюдаемого у нормально видящих учащихся;
- развитие дедуктивного мышления опирается на индуктивные умозаключения, основывающиеся на многообразии конкретного наглядного опыта;
- различия в успешности решения наглядных задач между нормально видящими и слабовидящими нивелируются.
Логическое мышление
У детей с нарушениями зрения имеются некоторые нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления : анализ, сравнение, классификация.
4. Сравнение детей с нормой развития
Незрячие и слабовидящие чаще, чем дети с нормальным зрением, затрудняются в выделении пространственных отношений, видо - родовых признаков. В объектах и их изображениях часто не отделяют существенные признаки от второстепенных, принимают частное за общее, менее общее за более общее.
Мыслительная деятельность детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностями, что и мышление нормально видящих. Хотя определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут.
Формирование видов мышления при дефектах зрения проходит те же этапы, что и в норме; логическое (теоретическое) мышление может развиваться на основе сформированного полноценного наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дидактическая задача: закреплять знание детей о геометрических фигурах (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и умение определять их на ощупь.
Игровая задача: определить, что за фигура на ощупь
Игровое правило:
1. Руку засовываем по одному.
2. Из мешочка фигуры не доставать, пока не назовешь название фигуры.
3. Берем только по одной фигуре.
4. Побеждает тот, кто правильно назовет как можно больше фигур.
Игровое действие: дети поочередно засовывают руку в волшебный мешочек и называют фигуры, после чего достают их из мешочка и проверяют правильно ли он называли фигуру.
Оборудование: мешочек, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)
6. «Домик для пуговиц»
Дидактическая задача: упражнять детей в счете на ощупь
Игровая задача: сосчитать пуговицы, спрятавшиеся в домике
Игровое правило:
1. Карточку с пуговицами не доставать
2. Карточку положить перед собой
3. Одной рукой придерживаем край домика, другой проводим по пуговицам
Игровое действие: дети проводят рукой по пуговицам и считают на ощупь
Оборудование: карточки с пуговицами, чехлы