Гасанова Ольга Евгеньевна
Особенности метода телесно-ориентированной психотерапии в коррекции нарушений общения со сверстниками у подростков с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
О. Е. Гасанова
Особенности метода телесно-ориентированной психотерапии в коррекции нарушений общения со сверстниками у подростков С ЗПР
Аннотация
В статье раскрываются особенности применения метода телесно-ориентированной психотерапии в коррекции нарушений общения подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: задержка психического развития, телесно-ориентированная психотерапия.
Публикация «Особенности метода телесно-ориентированной психотерапии в коррекции нарушений общения со сверстниками у подростков с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Психология школьников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями в России по-прежнему остается высоким. В соответствии со статистическими данными на 2023 год, число таких детей в России составляет около 1,5 миллиона, из них 10% составляют дети с задержкой психического развития. Одним из приоритетных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ракурсе положений Федерального государственного образовательного стандарта является успешная социализация данной категории детей.
Клинические и психологические исследования К. С. Лебединской, В. С. Мальциной, М. М. Райской, И. Ф. Марковской, Н. А. Цыпиной, Г. М. Капустиной показали, что у детей с ограниченными возможностями здоровья со статусом задержка психического развития замедлен темп формирования системы социальных отношений, представлений и знаний о них, что в свою очередь ведет проблемы с социализацией. Согласно определению, «задержкой психического развития называется такое нарушение темпа нормального психического развития ребенка, когда у него отдельные психические функции отстают в развитии от имеющихся психологических норм для его возраста» [1].
Труды ученых помогают специалистам, работающим с детьми с задержкой психического развития, в составлении коррекционных и образовательных программ. В основе коррекционно-развивающих программ могут быть традиционные методы, такие, как наглядные, например: наблюдение, демонстрация различных наглядных материалов и схем; практические, например: практические работы, графические работы; и нетрадиционные методы, такие как: арт-терапия, песочная терапия, игротерапия, к таким методам относится и телесно-ориентированная психотерапия.
И. И. Юдина рассматривает понятие телесно-ориентированная психотерапия так : «Телесно-ориентированная психотерапия сравнительно молодое и перспективное направление психологии, ориентированное на осознание и «освобождение» тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагирование и проживании момента» [2]. В рамках телесно-ориентированной психотерапии специалисты стремятся рассматривать человека как целостную систему.
Целью исследования являлось теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность использования метода телесно-ориентированной психотерапии при коррекции общения со сверстниками у подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования посредством разработки коррекционной программы и на основе проделанной работы выявить особенности применения метода в коррекционной работе.
Проанализировав отечественную и зарубежную литературу, мы пришли к выводу, что метод телесно-ориентированной психотерапии не так широко используется при коррекции общения подростков с задержкой психического развития, но при этом данный метод может быть эффективным в решении данной задачи, и это обосновывается тем, что:
1. данный метод соотносится с формой коррекционных упражнений и ведущим видом деятельности подростков. Ведущим видом деятельности подростков является общение, а в основе метода телесно-ориентированной психотерапии лежит проживание и осознании внутренних процессов, с помощью проговаривания этих процессов, которые происходят в состоянии «здесь и сейчас», то есть мы, опираясь на ведущий вид деятельности подростков можем создать такие условия, при которых им будет проще знакомиться со своими процессами эмоций, чувств, мыслей, действий и переживаний и легче говорить о них;
2. Одной из отличительных особенностей детей с ЗПР является несформированность или нарушение эмоционально-волевой сферы. В своих трудах Л. С. Выготский констатирует, что обучающиеся с задержкой психического развития не умеют дифференцировать эмоции, неадекватно и непропорционально реагируют на происходящее в окружающей действительности [4], это препятствует построению качественных отношений со сверстниками и значимыми людьми, опираясь на структуру психики с точки зрения телесно-ориентированной психотерапии, мы видим, что одним из важнейших компонентов работы является выход на эмоциональный уровень, с помощью движения от «маски к ядру», весь процесс коррекции выстроен таким образом, что у подростка возвращается чувствительность к собственным эмоциям;
3. Согласно культурно-исторической теории развития психики Л. С. Выготского, общим «механизмом социализации ребенка, усвоения им культуральных навыков выступает интериоризация: вначале деятельность осуществляется с опорой на внешние объекты, затем происходит ее сворачивание, переход в форму мысленных действий с использованием воображаемых опор» [5]. На коррекционных занятиях используя упражнения телесно-ориентированной психотерапии, такие как: «Зернышко», «Материнская опора», «Отцовская опора», «Акушерская опора», создается такое пространство, где подросток может взять опыт телесного «напитывания» извне, что приводит к ощущению собственных телесных границ, к ощущению безопасности, устойчивости и снятию тревожных состояний.
Проведя качественный анализ полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что реализация коррекционной программы по коррекции нарушений общения подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования на основе метода телесно-ориентированной психотерапии «Тело – мой друг» по следующим критериям:
- число респондентов, желающих выражать стремление к лидерству в коммуникации и доминированию возросло;
- число респондентов по параметру «дружелюбие» также увеличилось;
- число с адекватной самооценкой возросло на 16 %;
- также возрос показатель компетентного типа реагирования в коммуникации на 16 %;
- также мы можем видеть, что по показателю социометрического статуса подростков с ЗПР в малой группе наблюдаются изменения, так, например, 3 подростков – 25% от всей выборки респондентов сменили социометрический статус с «изолированного» на «принимаемый», 1 респондент – 8% от всей выборки сменил социометрический статус с «принимаемый» на «предпочитаемый».
Проведя эмпирическое исследование, мы проверили возможность использования метода телесно-ориентированной психотерапии при коррекции общения со сверстниками у подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования посредством разработки коррекционной программы и на основе этого выявили ряд особенностей :
1. в условиях инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы мы столкнулись с рядом проблем:
- для проведения групповых занятий нам понадобилось просторное помещение, так как ни кабинет психолога, ни кабинет дефектолога не подходит под формат упражнений, мы решили проводить коррекционные занятия в спортивном зале школы;
- обучающий процесс выстроен в две смены работы, поэтому коррекционные занятия пришлось проводить в пересменку между первой и второй сменами, что также вызывало трудности, так как не все дети могли приходить на коррекционные занятия, в связи с тем, что детям могли ставить нулевые уроки;
- какие-то упражнения телесно-ориентированной психотерапии направлены на экспрессивное выражение своих эмоций и чувств, некоторых респондентов это смущало, так как они боялись, что кто-то из работников школы или одноклассников могут услышать их и осудить;
- коррекционное занятие по времени длилось 40 минут, для качественной проработки упражнений телесно-ориентированной психотерапии необходимо от 30 минут, было выявлено, что заявленного времени недостаточно для качественной коррекционной работы.
2. работая с подростками с задержкой психического развития, мы также выявили ряд особенностей применения метода телесно-ориентированной психотерапии :
- изначально на диагностическом этапе нами была выбрана методика «Незаконченных предложений», но в силу своих особенностей 8 из 12 респондентов не смогли закончить предложения и сдавали пустые бланки ответов, поэтому было принято решение заменить данную методику;
- во время проведения упражнений, предполагающие работу в группе, было выявлено, что подросткам сложно удерживать зрительный контакт с другим человеком, контактируя взглядом подростки либо очень быстро обрывали контакт, уводя взгляд, либо закрывали глаза, либо смеялись и не делали упражнение;
- в телесное взаимодействие с другими людьми подросткам было также трудно вступать в контакт, на рефлексии подростки делились тем, что сложности возникали в связи с тем, что они боялись прикасаться к другому человеку из-за страха непринятия;
- также было выявлено, что подростки не знают какие бывают эмоции и чувства, не знают, в чем их отличия, в связи с этим им было сложно говорить о своих эмоционально-чувственных процессах; но при этом подростки, регулярно посещавшие коррекционные занятия, значительно улучшили свой навык распознавания своих эмоций, на контрольном диагностическом этапе эти подростки показали более лучшее результаты, нежели чем те, кто не посещал занятия регулярно;
- в ходе коррекционных занятий было выявлено, что преобладающими эмоциями у большинства респондентов была эмоция отвращения и обиды. В ходе наблюдения основываясь на типологию характеров А. Лоуэна было выявлено, что из 12 респондентов имеют структуру шизоидного характера – 4 человека, структуру орального характера – 4 человека, структуру орало-шизоидного характера – 1 человек, структуру орало-психопатического характера – 1 человек, орало-ригидного характера – 1 человек, ригидно-шизоидного характера – 1 человек, это помогло нам при взаимодействии с подростками подобрать такие методы воздействия, которые активизировали у них желание работать;
- в ходе коррекционной работы один подросток отказывался вступать в телесное взаимодействие с другими людьми, так как метод телесно-ориентированной психотерапии богат упражнениями, техниками, практиками, ему было предложены упражнения, которые направленные на индивидуальный формат работы, но при этом терапевтическое сопровождение со стороны педагога ему также оказывалось с целью проговаривания его процессов.
Метод телесно-ориентированной психотерапии имеет свои достоинства и недостатки, например, в качестве достоинства мы можем выделить то, что с помощью данного метода подростки могут быстрее наладить связь со своими эмоционально-чувственным процессами, но при этом в качестве недостатка мы можем выделить то, что в условиях инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы классических 40 минут недостаточно для полноценного занятия.
В качестве недостатка мы выделили еще и то, что для диагностики акцентуации в структуре характера по типологии А. Лоуэна мы не нашли стандартизированных методов и методик исследования, поэтому в качестве диагностики акцентуации мы выделили маркеры из описания характера А. Лоуэном и анализировали респондентов по данным маркерам, поэтому распределение респондентов по типам характера несет субъективный характер. Также мы можем говорить, что данный метод в качестве коррекции подходит не всем, так как уровень готовности и желания вступать в контакт с другим человеком непосредственно в телесный контакт может вызывать трудности, что в дальнейшем может привести к отказу посещения занятий.
Анализ применения и выявление особенностей метода телесно-ориентированной психотерапии в коррекции нарушений общения со сверстниками у подростков с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования показал, что данный метод хорошо работает в коррекции сферы общения у подростков, но при этом условия общеобразовательной школы не созданы для того, чтобы можно было использовать данный метод полноценно и качественно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 154 с. – Текст : непосредственный.
2. Тиганов А. С. Патология психического развития [Электронный ресурс]. URL : https://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/20
3. Тимошенко, Г. Работа с телом в психотерапии : практ. руководство / Г. Тимошенко, Е. Леоненко. – Москва : Психотерапия, 2010. – 476 с. – Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Том. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. – Москва : Педагогика, 1983. – 368 с. – Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2023. – 336 с. – Текст : непосредственный.