Лариса Некипелова
Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Как показывает практика, часто на первый план в коррекционно-развивающей работе логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, что в дальнейшем может служить одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. Поэтому, очень актуальной остаётся проблема оптимизации целенаправленной коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Особенности логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Слоги представляют собой сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств.
В процессе усвоения слоговой структуры слова ребёнок проходит длительный и сложный путь развития, в ходе которого, его речь претерпевает целый ряд закономерно сменяющихся фаз. Отсюда такое разнообразие нарушений слоговой структуры слова, представленных А. К. Марковой:
- пропуски слогов и звуков в слове;
- ошибки добавления числа слогов;
- ошибки сокращения групп согласных;
- уподобление звуков и слогов;
- перестановки звуков и слогов в слове.
К трём годам, при нормальном развитии речи, у ребёнка исчезают практически все трудности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Поэтому уже в старшем дошкольном возрасте стоит говорить не о формировании, а о коррекции недостатков слоговой структуры слова, в рамках коррекционно-развивающей работы при системном нарушении речи, в том числе и общем недоразвитие речи.
Так же учёные подчеркивают, что искажения слоговой структуры слова являются одним из диагностических показателей общего недоразвития речи и имеет ряд особенностей на разных уровнях речевого развития:
- при первом уровне речевого развития звуковое оформление речи очень нечётко и нестабильно.
- при втором уровне речевого развития отчётливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур.
- при третьем уровне речевого развития зачастую происходит смешение звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
Таким образом, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в систематической целенаправленной логопедической коррекции слоговой структуры слова, как проявления системного недоразвития речи.
Поэтому нами определены пути оптимизации коррекции нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, и выделены три основных раздела коррекционно-развивающей работы.
Первый раздел, включает пособия, необходимые для проведения подготовительной работы по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Второй раздел, включает в себя игры и упражнений направленные на формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР. Игры и упражнения проводятся на вербальном материале и выделяется нескольких уровней:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Переход на следующий уровень осуществляется только после усвоения материала предыдущего уровня. Важно использовать не только речевой анализатор, но и слуховой, зрительный, тактильный. Большую часть совместной деятельности педагога с детьми составляют упражнения на формирование собственно слоговой структуры слова, а именно восприятие и проговаривание лексических единиц различной структурной сложности.
Третий раздел, включает консультации, направленные на оптимизацию сотрудничества внутри педагогического коллектива и взаимодействия педагогов с родителями: теоретические аспекты диагностирования нарушения слоговой структуры слова, а так же практические рекомендации по использованию игр, упражнений, литературных произведений для её развития и коррекции.
С целью повышения эффективности коррекционная деятельность по формированию слоговой структуры слова в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляется в различных видах деятельности и должна проводится всеми педагогами, работающими с детьми группы : логопедом, воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.
Большими возможностями для формирования предпосылок к развитию слоговой структуры слова обладают музыкальная и двигательная деятельность. Поэтому целесообразно привлекать к данному виду коррекционной работы музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
Воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы по формированию слоговой структуры слова. Таким образом, воспитатель закрепляет сформированные логопедом у ребёнка речевые навыки. Также целесообразно использовать тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает воспитателям осуществлять коррекционную работу в вечерние часы.
Взаимодействие учителя - логопеда и других педагогов, работающих с детьми группы, не должно ограничиваться «подготовительным этапом».
Таким образом, система работы по оптимизации слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, позволит не только развивать и совершенствовать речевые умения и навыки, но и будет способствовать оптимизации взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми как в рамках коррекционно-развивающего процесса, так и вне его.
Список литературы
1. Агранович 3. Е. Логопедическая работа но преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 48 с.
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Изучение слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями // Логопедия : методические традиции и новаторство / под ред. С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. - М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 67с.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М. : «Скрипторий 2003», 2010. - 240с.
4. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей : Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. 56 с.
5. Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70