Яна Балдина
Особенности коррекционно-развивающего образования детей с ОВЗ и их успешной социализации в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети и подростки, воспитывающиеся в коррекционной школе-интернат, обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники школы – интерната испытывают трудности при формировании системы ценностных ориентаций, профессиональном и личностном самоопределении, установлении эмоциональных связей с другими людьми, овладении досуговой, общественной, бытовой деятельностью.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2022
Поэтому основной целью работы школы является создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, - социальную адаптацию.
В образовательном учреждении развитие социальных навыков детей с ОВЗ должно решаться путем определенного построения учебно-воспитательного процесса, в котором выделяется два основных направления:
1. Предметно-профессиональная адаптация, направленная на овладение трудовыми навыками;
2. Социально-психологическая адаптация, которая предполагает включение в межличностные отношения.
В нашем учреждении процесс обучения и воспитания, социализации осуществляется с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности школьников.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема для нашей школы. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением. Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.
Школа-интернат готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы-интерната является плодотворное заполнение внеурочной деятельности, организация полезного досуга. Одна из главных задач, стоящих перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.
Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. Наш педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей каждого воспитанника уже с первых дней его появления в школе-интернате. На базе школы функционируют кружки и спортивные секции. Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного «Я», дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.
Включение детей в творческую деятельность снимает, присущие детям с ОВЗ, скованность, неуверенность, напряжённость, или, наоборот, агрессивность. Создание вокруг детей творческой атмосферы вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению.
Воспитанники спортивных секций принимают участие в соревнованиях и олимпиадах различного уровня. Выпускники школы и обучающиеся выпускных и предвыпускных классов являются действующими игроками сборной команды по футболу.
В среднем школьном возрасте одним из основных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО — социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Обучающиеся получают умения в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, комнатными растениями и т. д. ; формируются экономико-бытовые навыки, умение планировать бюджет семьи; ориентироваться в услугах различных предприятий и учреждений; формируются навыки культурного поведения, умения общаться с окружающими. Уроки социально-бытовой ориентировки очень важны, они носят практический характер. Умения, которые дети приобретают на занятиях, они с успехом применяют дома.
Таким образом, правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии учащихся с ограниченными возможностями.