Лучший педагог года

Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Инна Смолякова
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса – одна из трудовых функций педагога-психолога в соответствие с профессиональным стандартом. Наиболее трудоёмким является консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Публикация «Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Зачастую, родители узнают, что развитие их ребёнка отличается от развития сверстников именно в детском саду. Первый разговор с родителями об особенностях развития ребёнка берёт на себя педагог-психолог. Такой разговор для родителей - стресс. Период от первого разговора до эффективных родительских действий по коррекции нарушения сопровождается кризисом семьи.

1. Первая консультация включает в себя следующие этапы:

1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. В ходе консультации педагог - психолог рассказывает о результатах наблюдения за ребёнком в группе.

2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка. В присутствии родителей проводится диагностика уровня развития ребёнка. Затем даются пояснения хода диагностики и его результатов. Педагог-психолог подчёркивает, что это результат «Здесь и сейчас». Начинаем обсуждение результата с сильных сторон ребёнка (например, «Ребёнок легко вступил в контакт», «Ребёнок обучается по ходу диагностики» и т. д.). Далее идёт обсуждение проблемных моментов.

3 этап: определение проблем ребёнка со слов родителей или лиц, их замещающих. Следующая задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выяснить причину отклонений в развитии. Собирается анамнез.

4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем.

5 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Эта часть первой встречи с родителями является наиболее важной для всего последующего коррекционно-развивающего процесса. Необходимо убедить родителей в необходимости принятия ряда мер, ряда действий по устранению имеющихся проблем у ребёнка. Стоит рассказать о том, что есть эффективная система мер, о положительном опыте работы коллектива детского сада по коррекции проблем в развитии воспитанников. Родителей мы приглашаем на следующую встречу. Делаем анонс второй консультации, говорим о том, что мы наметим план дальнейших действий.

2. Вторая консультация.

Вторая встреча педагога-психолога с родителями проходит без ребёнка.

Цель встречи - активизировать позицию родителей по преодолению трудностей и созданию ситуации успеха у ребёнка.

Педагог-психолог просит родителей рассказать о том успехе, которого бы, по их мнению, мог бы достичь ребёнок, записывают желаемые ситуации успеха на листе бумаги.

Психолог обсуждает с родителями и пишет на листке бумаги о причинах, по которым тяжело достичь успеха. Данный текст можно писать красным фломастером. Это патологии нервной системы, возникшие в период перинатального развития и во время родов, упущенное время для лечения патологий, неумение родителей правильно заниматься с ребёнком упражнениями по развитию речи и высших психических функций и т. д.

Педагогом – психологом вместе с родителем проговаривается и то, что зачастую к объективным причинам присоединяются субъективные причины - это страхи родителей, лень, неверие в успех. Они скрываются за словами: «Нет времени», «Я не умею», «Он совсем не способный», «Другие же и так живут», «Им легче – у них денег больше» и т. д. Эти чувства пугают нас, не дают двигаться вперёд, думать о том, что можно было бы сделать, чтобы я научился, я смог и т. д.

Далее проговаривается и записывается план дальнейших действий по преодолению проблем - дообследование или обследование у невролога, психиатра, прохождение психолого-педагогической комиссии, прописывается степень участия родителя в коррекционно-развивающем процессе, конкретные действия и т. д.

Включая родителя в диалог, в размышление, в составление плана письменно, педагог-психолог, по сути, включает родителя во взаимодействие, акцентирует внимание на активной позиции родителя во всём коррекционно-развивающем процессе.

Заключительный этап второй консультации - это подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.

При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда.

У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

Далее принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:

1. Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.

2. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.

3. Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.

4. Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.

Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Это стадии переживания психологической травмы. Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.

Наиболее часто у родителей встречаются три стратегии поведения. Две деструктивные:

• Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.

• Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.

Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.

Дальнейшее индивидуальное консультирование будет зависеть от стратегий поведения родителя.

Групповые консультации направлены на овладение родителями способами развития речи, высших психических функций, эмоционально-волевой сферой. Проводятся в форме мастер-классов, тренингов, совместных с детьми досугов.

Таким образом, консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, переходит в стадию психологического сопровождения.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 28 августа 2020 в 10:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД