Лучший педагог года

Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Инна Смолякова
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса – одна из трудовых функций педагога-психолога в соответствие с профессиональным стандартом. Наиболее трудоёмким является консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Публикация «Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Зачастую, родители узнают, что развитие их ребёнка отличается от развития сверстников именно в детском саду. Первый разговор с родителями об особенностях развития ребёнка берёт на себя педагог-психолог. Такой разговор для родителей - стресс. Период от первого разговора до эффективных родительских действий по коррекции нарушения сопровождается кризисом семьи.

1. Первая консультация включает в себя следующие этапы:

1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. В ходе консультации педагог - психолог рассказывает о результатах наблюдения за ребёнком в группе.

2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка. В присутствии родителей проводится диагностика уровня развития ребёнка. Затем даются пояснения хода диагностики и его результатов. Педагог-психолог подчёркивает, что это результат «Здесь и сейчас». Начинаем обсуждение результата с сильных сторон ребёнка (например, «Ребёнок легко вступил в контакт», «Ребёнок обучается по ходу диагностики» и т. д.). Далее идёт обсуждение проблемных моментов.

3 этап: определение проблем ребёнка со слов родителей или лиц, их замещающих. Следующая задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выяснить причину отклонений в развитии. Собирается анамнез.

4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем.

5 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.

Эта часть первой встречи с родителями является наиболее важной для всего последующего коррекционно-развивающего процесса. Необходимо убедить родителей в необходимости принятия ряда мер, ряда действий по устранению имеющихся проблем у ребёнка. Стоит рассказать о том, что есть эффективная система мер, о положительном опыте работы коллектива детского сада по коррекции проблем в развитии воспитанников. Родителей мы приглашаем на следующую встречу. Делаем анонс второй консультации, говорим о том, что мы наметим план дальнейших действий.

2. Вторая консультация.

Вторая встреча педагога-психолога с родителями проходит без ребёнка.

Цель встречи - активизировать позицию родителей по преодолению трудностей и созданию ситуации успеха у ребёнка.

Педагог-психолог просит родителей рассказать о том успехе, которого бы, по их мнению, мог бы достичь ребёнок, записывают желаемые ситуации успеха на листе бумаги.

Психолог обсуждает с родителями и пишет на листке бумаги о причинах, по которым тяжело достичь успеха. Данный текст можно писать красным фломастером. Это патологии нервной системы, возникшие в период перинатального развития и во время родов, упущенное время для лечения патологий, неумение родителей правильно заниматься с ребёнком упражнениями по развитию речи и высших психических функций и т. д.

Педагогом – психологом вместе с родителем проговаривается и то, что зачастую к объективным причинам присоединяются субъективные причины - это страхи родителей, лень, неверие в успех. Они скрываются за словами: «Нет времени», «Я не умею», «Он совсем не способный», «Другие же и так живут», «Им легче – у них денег больше» и т. д. Эти чувства пугают нас, не дают двигаться вперёд, думать о том, что можно было бы сделать, чтобы я научился, я смог и т. д.

Далее проговаривается и записывается план дальнейших действий по преодолению проблем - дообследование или обследование у невролога, психиатра, прохождение психолого-педагогической комиссии, прописывается степень участия родителя в коррекционно-развивающем процессе, конкретные действия и т. д.

Включая родителя в диалог, в размышление, в составление плана письменно, педагог-психолог, по сути, включает родителя во взаимодействие, акцентирует внимание на активной позиции родителя во всём коррекционно-развивающем процессе.

Заключительный этап второй консультации - это подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.

При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда.

У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.

Далее принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:

1. Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.

2. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.

3. Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.

4. Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.

Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Это стадии переживания психологической травмы. Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.

Наиболее часто у родителей встречаются три стратегии поведения. Две деструктивные:

• Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.

• Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.

Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.

Дальнейшее индивидуальное консультирование будет зависеть от стратегий поведения родителя.

Групповые консультации направлены на овладение родителями способами развития речи, высших психических функций, эмоционально-волевой сферой. Проводятся в форме мастер-классов, тренингов, совместных с детьми досугов.

Таким образом, консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, переходит в стадию психологического сопровождения.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Опубликовано: 28 августа 2020 в 10:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Инна Смолякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД