Оксана Махота
Особенности индивидуальной арт-терапии для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапевт учитывает склонность ребенка к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Далеко не все дети способны сразу включиться в творческую работу. Иногда должно пройти несколько занятий, прежде чем ребенок сможет преодолеть свою робость и стереотипы привычного поведения, которые зачастую заставляют воспринимать арт-терапевтическую работу как недостойную взрослого человека «детскую игру» либо, напротив, как нечто весьма напоминающее «художественную деятель- ность» с необходимым для нее созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции проявляются у детей довольно часто в начале работы. Могут возникнуть сильные переживания, в том числе негативного характера» такие, например, как чувство гнева, вины, утраты и т. д. Но надежные «границы» арт-терапевтического кабинета, глубина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает ребенок, являются теми факторами, которые «удерживают» переживания ребенка от их «выплескивания» в самодеструктивном или агрессивном, направленном на других людей, поведении. Один из важных факторов «удерживания» — художественный, символический образ. Если ребенок работает над одним и тем же образом в течение нескольких занятий или возвращается к нему вновь и вновь, образ «потенцирует» его переживания. Постепенно выражаясь в творческой деятельности все более ярко (но не обязательно «высокохудожественно») и облекаясь в емкую, многозначительную форму символических образов, эти переживания начинают осмысляться ребенком.
Публикация «Особенности индивидуальной арт-терапии для детей» размещена в разделах
Арт-терапевт находится рядом с реебнком, старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный или самодеструктивный характер, арт-терапевт может обратиться к ребенку с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление. Арт-терапевт, время от времени задавая различные вопросы, стремится не объяснять, но «прояснять» все, что ребенок делает. Тем самым он обращает внимание ребенка на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны ребенка. В этом случае арт-терапевт и ребенок устанавливают закономерную связь между характером творческой работы последнего, опытом его детства, актуальными взаимоотношениями с окружающими и проблемами на данном этапе жизни.