Ирина Стручаева
Особенности и условия развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема изучения самосознания является одной из ключевых в психологии. Широкое обсуждение ведется в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, вызывает изучение структуры самосознания, динамики его развития, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Когда ребенок вступает в дошкольный возраст, он начинает осознавать факт своего существования. Развитие самосознания начинается реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. В этот период дети оценивают менее объективно качества своей личности. Дети в дошкольном возрасте склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.
Публикация «Особенности и условия развития самосознания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Начальным этапом формирования личности, считается дошкольный возраст. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. В периоде детства, значимое место занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 5.5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: формируются новые психологические механизмы поведения и деятельности.
В данном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать свои переживания и обобщать их, формируется социальная внутренняя позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из сторон- ребенок постепенно начинает осознавать окружающий мир и понимать свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под их влиянием, ребенок совершает те или иные поступки. Вторая сторона - развитие воли и чувства. Воля и чувства обеспечивают действенность мотивов, устойчивость поведения, независимость от изменения внешних обстоятельств.
Так же старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. Здесь начинают формироваться новые психологические механизмы поведения и деятельности. Процесс этого этапа благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений, ни через что иное, как через общение со взрослыми и сверстниками. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", представлений о себе, формирование внутренней социальной позиции.
В содержание представлений о себе в старшем дошкольном возрасте входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками, постепенно накапливаются данные о своих возможностях. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между информацией и индивидуальным опытом ребенка, которую он получает в процессе общения. Сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, сравнивая себя с ними, налаживая контакты с людьми, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.
У детей старшего дошкольного возраста происходит развитие самосознания. Взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами самооценивания себя и осознавания. Ведущая деятельность считается источником развития самосознания.
В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть", но и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает его самооценку, отношение человека к себе и своим качествам.
К этому возрасту отношение к себе меняется. К старшему дошкольному возрасту, дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и переживания, свои желания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям.
Собственное «Я» ребенка уже не так жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их проблем и радостей. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Дети становятся самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». На развитие личности старшего дошкольника влияют окружающие с помощью моральных норм. Они усваиваются ребенком с помощью образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат поступки и взаимоотношения взрослых. Дети склонны перенимать их манеры, заимствовать у взрослых оценку людей, событий, вещей, подражать им.
Наблюдая за трудом взрослых, слушая рассказы, стихи, сказки дети знакомятся с жизнью взрослых. Образец для детей - поведение тех людей, которые вызывают уважение, любовь и одобрение окружающих. Правила поведения усложняются на протяжении дошкольного детства.
Взрослые обеспечивают упражнение в положительных поступках и организуют повседневное поведение детей. Взрослые добиваются от детей выполнения правил, предъявляют детям требования и оценивают их поступки. Вскоре, сами дети начинают оценивать поступки. Поступки зависят от представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.
Важнейшее новообразование в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. Определенную направленность всему поведению придает возникающая иерархия мотивов. По мере развития ребенка появляется возможность оценивать его хорошее и плохое поведение. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.
После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не всегда во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. В поведении любого человека, обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, в итоге выстраиваются в систему.
У детей в старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей с окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему-то, оценивать свои поступки, правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся многообразнее, чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между общественно значимыми мотивами и лично значимыми. Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего-то другого. Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более вразумительный отчет в побудительных силах, мотивах и последствиях своих поступках. Это возможно в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание - понимание того, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение, что он собой представляет, какими качествами обладает. В самооценке наиболее явно проявляется самосознание.
Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъекта. Формируется самосознание, способность к самооценкам своих действий, переживаний, поступков.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие компонента самосознания - самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Развитие самосознания выражается в следующих изменениях:
- появляется критическая оценка к окружающим;
- сравнение окружающих поможет ребенку познать себя;
- дошкольник изучает свои возможности, умения, качества и некоторые психические процессы;
- появляется самооценка и самокритичность;
- ребенок начинает ориентироваться во времени.