Наталья Дроботова
Особенности графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ДЦП основным дефектом является нарушение двигательной системы. Такие дети испытывают большие трудности при обучении письма, а также с речью. При обучении письма таких детей, очень важно сформировать правильные навыки. Недостаточный уровень техники письма является одной из причин неуспешности обучения детей. Овладение аисьмом обеспечивается работай четырех отделов:
- речедвигательного;
- речеслухового;
- зрительного;
- двигательного.
Нарушения любого из отделов организма ведет к невозможности полноценного усвоения письменной речи.
Публикация «Особенности графомоторных навыков у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Связи с наличием различных патологий многие дети не могут овладеть основными приемами графической деятельности. При ДЦП отсутствуют навыки, которые позволяли бы ребенку выполнять движения направленные на выполнения письменных действий. Это связанно с патологией тонуса мышц, снижение чувствительности, и низкой способностью осязания.
У детей с ДЦП отмечают синкинезии и синергизмы. Наиболее трудно детям изолировать непроизвольные движения руки пальцев, а также контролировать сгибание суставов. Поэтому для формирования письменных возможностей требуется работа, для возникновения моторной и психологической базы.
В такой работе педагоги пытаются решить задачи:
- нормализовать мышечный тонус в руке;
- формировать умения совершать движение в плечевом, локтевом, лучезапястном суставе;
- обучать детей воспроизводить движения одной рукой, подавляя рефлексы;
- обучать способности захвату предметов;
- обучения правильного захвата ручки;
- формирование пространственных представлений на плоскости листа.
Для улучшения мышечного тонуса используют:
- контрастные ванночки, для улучшения кровоснабжения;
- работа с тестом или глиной;
- использование рельефных поверхностей для закрепления тактильных образов и т. д.
Для детей дошкольного возраста эффективны игровые методы обучения. Игра может выглядеть как элементы танцев, где ритмичность имеет большое значение.
Для развития рук используют имитационные движения:
- «птичка машет крыльями» (дети быстро двигают руками к туловищу и от него);
- «паровозик» (руки прижаты к туловищу и согнуты, выполняются круговые движения в плечевом суставе);
- «пилить» (имитация работы с пилой»);
- «молоток» (руки сжаты в кулачок, попеременно постукивая кулачком одной руки об другую);
- «хлопушки» (дети хлопают в ладоши в различных положениях, над головой, внизу, перед собой).
После этих упражнений становится приоритетная работа по развитию функциональных возможностей.
Тренировать изолированные движения пальцев рук можно с помощью следующих упражнений:
- выравнивая лист бумаги правой рукой, придерживая этот лист левой;
- упражнение рукой «ребро, кулак, ладонь»;
- упражнение, сидя руки полусогнуты, поочередное встряхивание кистями;
- поочередной выполнения упражнений правой и левой кистью рук (согнуть- разогнуть);
- фиксирование правой рукой левого запястья.
Упражнения для развития движений пальцев;
- «домик» (соединить фаланги, запястья отодвинуть);
- «корзиночка» (соединить запястья, пальцы разогнуть) и т. д.
Совместно с развитием моторики, также важно формировать произвольные движения пальцев:
- сжимать и выпрямлять пальцы;
- сгибать пальцы одновременно или по очереди;
- постукивать пальцами по столу под счет;
- вращать карандаш между пальцами;
- сгибать и разгибать пальцы с усилием;
- многократно разгибать и сгибать пальцы, касаясь фалангами пальцев первого.
Одновременно с приведенными приемами необходимо обучать детей способами самомассажа. Массаж положительно влияет на нормализацию мышечного тонуса, а также способствуют развитию движения рук.
У большинства детей с ДЦП захват рук не сформирован. Для правильного формирования захвата необходимо учить детей брать разнообразные предметы по размеру, а также различными способами : всей рукой, щепотью, тремя пальцами и т. д.
Для тренировки точности используют упражнения помещения предметов в узкий сосуд. Для таких упражнений используют мелкие предметы разных цветов. Такое упражнение позволяет ребенку дифференцированно размещать предметы и следить за движением рук, а также испытывать различные тактильные ощущения.
Для развития мелкой моторики используют упражнения закручивания и раскручивания крышек, нанизывать бусы, выкладывать узоры, разматывать и сматывать нитки, шнуровать, расстегивать пуговицы и т. д.
Развивать тактильные ощущения можно с помощью игры «мешочек», где на ощупь нужно назвать предмет разной формы и фактуры.
Для обучения правильного захвата ручки используют следующие задания:
- фиксирование ручки и карандаша резинкой. Данное упражнения используют для запоминания позы кисти и расположение пальцев;
- класть ручку в правую руку с помощью левой руки;
- брать одной рукой ручку, лежащую на парте;
- напрягать и расслаблять кисть, не выпуская ручку из правильного положения;
- сгибать и раздвигать пальцы, передвигая их относительно ручки;
- выполнять несколько движений рукой и после каждого движения брать ручку в правильном положении;
- поставить несколько точек на бумаге, не двигая рукой и не напрягая её и т. д.
После длительного обучения не все дети могут правильно взять карандаш. При более сложных формах ДЦП хорошим результатом станет, научить детей брать ручку тем способом, который удобен ему в связи с двигательным дефектом.
Особое внимание следует уделить развитию пространственного восприятия. У детей с ДЦП восприятие задерживается связи с выраженными затруднениями манипулятивной деятельности, поздним овладением навыка передвижения и т. д.
Нарушение пространственного представления нарушает ориентировку у детей, а также последовательность между буквой и её звучанием. Для того, чтобы ребенок обрел графический навык, он должен запомнить образ буквы.
В этом случае коррекционная работа должна проводится по всем направлениям развития:
- по ориентировке предметов;
- по усвоению пространственных признаков;
- по осмыслению пространственных отношений и т. д.
При этом нужно использовать игровые методы по развитию конструктивной деятельности: разрезание картинок, складывание, выкладывание фигур и т. д.
Для развития координации зрительной, необходимо фиксировать взор на манипулятивную деятельность – сначала с помощью педагога, после по инструкции. Это способствует зрительно-двигательной координации. Движение рук при рисовании связанно с двигательными ощущениями, а также с восприятием самого движения. Ребенок видит руку и то, как она движется и понимает само движение. При восприятии такого движения формируется зрительно-мышечный образ и на этой основе строиться движения. Работа начинается с показа движения педагогом в воздухе. Сначала глаза ребенка следят за рукой педагога, далее ребенок сам повторяет это движение, после этого ребенок повторяет данное движение на плоскости.
Сначала детей обучают с помощью мелок или красок, повторяя движение многократно. Это действие развивает у ребенка зрительно-двигательную память. Затем переходят к письму карандашом, позже ручкой. Первоначально пишут в альбомном листе без разлиновки, потом переходят на тетрадные листы. Использование карандаша позволяет отработать навык проведения линии.
На следующем этапе отрабатывают коррекцию графических навыков.
Сначала детей учат проводить линии. Вначале левый верхний угол маркируется, после того, как дети привыкнут к этому маркеру, он убирается. В игре линия представляется в виде дорожки или продолжения рисунка, стебель цветка и т. д.
Коррекция движения выполняется в процессе выполнения задания. При рисовании наклонных линий или штрихованием, раскрашиванием определенной фигуры и т. д.
Задания на штриховку требуют соблюдения правил: штриховать в одном направлении, не заходить за края, соблюдать расстояния между линиями.
Для восприятия точности движения выполняют упражнения на соединение точек. Сначала точки располагают на длине 2-3 см друг от друга, потом это расстояние увеличивают. Точки, которые нужно соединить, обозначают одним цветом.
Для коррекции функций переключения движения детей учат изображать различные ломаные линии. Сначала просят обвести ломаную линию. Далее строят ломаную линию по опорным точкам.
Обучения рисованиям волнистых линий занимает большое количество времени. Наиболее эффективным методом является рисование по готовому рисунку. Формирования умения происходит в моменте рисования дуг вертикальных и горизонтальных «радуга», «паутинка» и т. д.
Ознакомление с рисованием геометрических фигур происходит попарно, соединяя точки, которые образуют грани фигуры. Узоры могут быть различной формы и усложняться по мере освоения элементов. При обучении рисования часто используют различные трафареты, с помощью которых ребенок воспринимает правильное движение руки для рисования той или иной фигуры.
Для подготовки к усвоению элементов письма используют схему: отработка движения в воздухе, письмо пальцем, написание карандашом.
Изначально работа проводится в альбоме, листы которого разрисованы на расстоянии 20-25 мм друг от друга. Чем крупнее письмо, тем меньше разница между движением при письме и движением пальцев рук. По мере освоения навыка, ребенок может переносить на карандаш взор, потом умение обеспечить карандашу требуемую траекторию. Благодаря этому уменьшается величина букв и совершенствуется письмо по линейке.
Одно из ответственных направлений в обучении письма детей с ДЦП это обучения элементов школьного письма в тетради. Главной задачей такого письма является - отсутствия выступов за пределы рабочей строки, т. е. соответствие движения с воспринимаемым полем тетради.
Для обучения работы в тетради используют различные методы:
- закрашивание строки или её штриховка;
- обводка контура рабочей строки;
- выписывание в строку геометрических фигур;
- написание прямых и наклонных линий;
- написание буквенных элементов в строке.
Следующий этап работы связан с формированием буквенного анализа. На первом этапе происходит работа с развитием зрительного графического изображения букв и элементов, по свойствам сходства и различия между графическими изображениями и буквами. Для этого ребенку предлагают следующие здания:
- название подчеркнутых букв;
- определение буквы, которая стоит в неправильном положении;
- выделение букв, которые наложены друг на друга;
- формирование печатных букв из различных элементов и т. д.
При проведении такой работы следует учитывать форму ДЦП, при различных степенях данного заболевания используют различные игры, задания по сложности.
Таким образом, можно сказать, что графомоторные навыки у детей с ДЦП развиваются благодаря действиям специалистов различных областей. Большинство приемов манипулятивной функции развивают у детей графические навыки, повышают чувствительную активность, а также допалняют основные методики обучения.
1. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Издательский центр «Академия». 2001
2. Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. Детские церебральные параличи. Издательство «Здоровье». 1988
3. Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилёва, И. Г. Соловьёва, Т. В. Титкова. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям» - Ростов н/ Дону: «Феникс», 2005