Оксана Прохорова
Особенности формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. Она может быть решена успешно только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей реб нка.
Публикация «Особенности формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей : ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение трудовым простейшим умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
Каждому взрослому необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее. Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.
Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»).
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. Формирование трудолюбия как одного из важных качеств личности ребенка-дошкольника связано с развитием и усложнением содержания его трудовой деятельности.
Трудовая деятельность предполагает овладение детьми практическими умениями и навыками, выполнения трудовых действий с орудиями труда, знакомство с различным материалом (предметом труда, который с помощью преобразования становится результатом (продуктом) труда.
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. Цель, поставленная педагогом перед перед ребенком, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.
В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, вовлекать необходимо в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельности в умения и развития желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность, обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление трудности при достижении намеченного результата.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнить дети 5 - 6 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Для того, чтобы научить планировать ребенка свою деятельность, надо дать пример ему. Важно ребенка упражнять в обдумывании предварительном своей деятельности. Детям предлагают поразмышлять над вопросами, например, подумать, как ты делать будешь, с чего ты начнешь; каким инструментом сначала будешь работать; сколько материала тебе понадобится. Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с другими достижениями развивается у детей в ходе накопления сравнения опыта и анализа результатов деятельности
Труду, как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом многочисленные говорят поговорки и пословицы: «Терпенье и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т. д. Фольклор народный составляет фонд золотой средств, развивать позволяющий интерес детей к труду, отношение к труду как социально значимой деятельности.
Наступившее столетие, характеризующиеся новыми социально-экономическими и политическими ориентирами, вызвало острую необходимость пересмотра ценности труда и, в свою очередь, воспитании трудолюбивой личности, которая будет стремиться к самоопределению и к самореализации в разных деятельности видах. Только личность такая обеспечить сможет себе успех в работе и в жизни вообще. Педагогическую работу по формированию трудолюбия начинать важно с возраста дошкольного.
Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей высокого качества результата следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.
Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение личных повседневных потребностей. Самообслуживание является основным видом маленького труда ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Труд по самообслуживанию требует, несложной, но четкой организации.
Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда : рациональной индивидуальной организации и коллективной работы, ее предварительного планирования и т. д.
Трудовая деятельность дошкольников носит характер воспитывающий - так как на него смотрят взрослые. Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок.
В процессе трудовой деятельности приобретают дети трудовые навыки и умения. Но это не навыки профессиональные, а навыки, помогающие ребенку независимым становиться от взрослого, самостоятельным.
Трудовая деятельность ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия "страдает" лишь нравственный формирующийся облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим красивый вид поделкам. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.
Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение деятельность трудовая имеет формирования для нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении - всюду ребенок сталкивается с взрослых трудом, пользуется его результатами. Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние формирование на у них отношения правильного к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей. Таким образом, в процессе трудовой деятельности дошкольники практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, животных рассматривают, знакомясь с условиями их обитания. У них развивается любознательность, познавательные интересы.
Трудовая деятельность становится важным средством умственного развития детей. В детском решается саду задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, объединения путем детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.
Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место. Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.