иванова
Особенности формирования словообразования, словоизменения и оптик-пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Раскрываются проблема формирования словоизменения, словообразования и оптико-пространственного гнозиса в логопедической работе у детей с речевыми нарушениями.
Ключевые слова : словообразование, словоизменение, гнозиса, оптико-пространственный гнозис, нарушение речи.
Публикация «Особенности формирования словообразования, словоизменения и оптик-пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
В последние годы больше внимания уделяется правильному усвоению процессов словоизменения, словообразования и оптико-пространственного гнозиса. Доказано, что от полноценного усвоения этих процессов зависит качество сформированности лексико-грамматической системы языка и развитие языковой компетенции ребенка, а также его речевой коммуникации в целом.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с нарушениями речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств и оптико-пространственного гнозиса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Н. В. Серебрякова в своих исследованиях выявила следующие особенности лексики : малый объём словарного запаса, особенно предикативного, частые замены слов, в основном по семантическому признаку. Это указывает не только на несформированность семантических полей, но и на не выявление дифференциальных признаков значений слов, неправильное употребление слов, которые обозначают сходные предметы, замена однокоренных слов словами, схожими по артикуляции, замещение семантически близких слов, наблюдается немотивированность ассоциаций [4].
Исследование Е. Ф. Соботович позволило выявить конкретные недостатки в словообразовании у детей с тяжелыми нарушениями речи, которые отражаются в заменах словообразования формообразованием, неправильном использовании суффиксов, искажении или потере основы (суффикса) при образовании нового слова, а также «обычно более низком уровне словообразовательных процессов, недостаточной гибкостью операций по преобразованию морфологического состава слова» [7]. Данные исследования об особенностях словоизменения и словообразования у детей с нарушением речи позволяют говорить о том, что нарушение лексико-грамматического строя негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе.
Оптико-пространственные представления играют важнейшую роль во взаимодействии человека со средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Способность воспринимать пространство, пространственные представления не даны ребенку изначально, они являются результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление вывших психических процессов [1].
Нарушения оптико-пространственных представлений у детей оказывают отрицательное влияние на познавательную деятельность, негативно отражаются на процессе обучения.
Ранее выявление недоразвития речи у дошкольников необходимо для успешного обучения в школе, т. к. будущий школьник должен иметь достаточный уровень словарного запаса, владеть синтаксическими и морфологическими законами грамматики, иметь сформированные навыки речевого общения [3].
Из этого следует, что логопедическую работу с детьми с общим недоразвитием речи необходимо начинать в дошкольном возрасте. При этом очень важно понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии, т. к. система логопедического воздействия для детей с общим недоразвитием речи опирается на поэтапность усвоения детьми родного языка при правильном формировании речевой функции.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы : «Особенности формирование словообразования, словоизменения и оптико-пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи».
Объектом данного исследования является уровень сформированности навыков словообразования, словоизменения и оптико-пространственного гнозиса у детей с нарушением речи.
Состояние процессов словоизменения, словообразования и оптико-пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи является предметом исследования.
Цель исследования – изучение особенностей формирования системы словоизменения и оптико-пространственного гнозиса у детей с нарушениями речи.
Задачей являлось изучение и апробирование методической литературы по данной проблематике.
Мы предполагали, что логопедическая работа по формированию словоизменения и оптико-пространственного гнозиса будет эффективной в том случае, если в работе будут использоваться специальные коррекционные упражнения, что и стало гипотезой.
При рассмотрении проблемы нашего исследования методологической основой послужили труды Т. В. Тумановой [8] об особенностях формирования навыков словообразования у детей с тяжелыми нарушениями речи, а также фундаментальные положения специальной психологии и психофизиологии о роли пространственного восприятия в психическом и физическом развитии ребенка (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова [5] и др.) ; принципы общей и специальной педагогики и психологии o динамическом единстве речевого и психического развития (Б. Г. Aнaньeв, [1] A.B. Зaпopoжeц [3] дp.); принципы системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений (Л. C. Выгoтcкий [2], P.E. Лeвинa [6]. и дp.).
В качестве теоретических методов исследования использовалось изучение научной и методической литературы по теме исследования.
Таким образом, можно сделать вывод, что логопедическую работу с детьми необходимо начинать в дошкольном возрасте и опираться на поэтапность усвоения детьми родного языка, т. к. ранее выявление недоразвития речи у дошкольников необходимо для успешного обучения в школе. Достаточный уровень словарного запаса, владение синтаксическими и морфологическими законами грамматики, наличие сформированных навыков речевого общения, а также сформированный оптико-пространственного гнозис – умения, которыми должен владеть будущий школьник. Процесс формирования грамматически правильной письменной речи у младших дошкольников невозможен без достаточного развития зрительно-пространственного гнозиса. В связи с чем, свободное оперирование пространственными образами является фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Логопедическую работу следует проводить в дошкольном возрасте, а также важно понимать закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
Литература
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М. : Знание, 1999.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
3. Запорожец А. В. Особенности и развитие процесса восприятия // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. Ильясова И. И., Ляудис В. Я. – М. : Наука, 1999.
4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д. : Феникс; СПб: Союз, 2004.
5. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. – М. : Просвещение, 1985.
6. Основы теории и практики логопедии [Текст] / [Р. Е. Левина и др. ] ; под ред. Р. Е. Левиной. – Репр. изд. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с.
7. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) : Учеб. пособие для студентов. – М. : Классике Стиль, 2003. — 160 с.
8. Туманова Т. В. Овладение семантикой производных слов младшими школьниками с недоразвитием речи. // Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. –С. 21-24.