Орлова Ксения Дмитриевна
Особенности формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Закладывая основы полового воспитания, имеет большое значение, анатомические и биологические особенности, которые являются только предпосылками, потенциальными возможностями психологических различий мальчиков и девочек.
Общественная среда и воспитание – это социальные факторы, при которых формируются психологические различия. В конечном итоге мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, как явление, производящееся в итоге сложного взаимодействия природных задатков и соответстветствующей социализации, а также индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
Публикация «Особенности формирования представлений о мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мужчину в мальчике и женщину в девочке нужно воспитывать с раннего детства, так подчеркивают многие педагоги, психологи и врачи. Значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола, полоролевой социализации, а так же установленные полодифференцированные особенности личности дошкольника, научно обоснованы в исследованиях отечественных психологов (Репиной Т. А., Мухиной В. С., Плисенко Н. В.)
Гендерное воспитание дошкольников – сконцентрированное регулярное педагогическое действие в целях формирования личности мальчиков и девочек, и оптимизации их деятельности, которые связаны с отношением полов, сфер жизни.
Дошкольный возраст – это начальный период, когда закладываются основы и формируются более глубокие и проявляющиеся я на следующем развитии слои психики и личности. В современной обстановке в мальчиках возможно воспитывать лишь только мужские качества, в результате того что реальность востребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. А от девочки требует проявления лишь только обычных женских качеств (женственности, мягкости, заботливого отношения к окружающим, а так же инициативности, решительности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата.
Дошкольное детство неоценимо, для развития человека, так как все важные качества личности, задатки и возможности, формируются именном в данном возрасте. К окончанию младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, однако ещё не знает, каким содержанием должны быть заполнены понятия «мальчик» и «девочка». В психологию ребёнка через конкретное наблюдение за поведением мужчин и женщин входят, стереотипы мужского и женского поведения, а стереотипы поведения взрослых, являются вредными социальными привычками, которым подражают дети.
Дошкольники часто ещё даже не употребляют символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинают вносить их в сюжет игры.
В семье, да и в дошкольном учреждении, в котором ребенок проводит большую часть времени, происходит ориентация на ценности собственного пола. Полоролевое (гендерное) воспитание рассматривается как важное 20 направление нравственного воспитания дошкольников, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, гендерных ролей.
Цель полоролевого воспитания понимается как – формирование фемининных качеств – у девочек и маскулинных качеств у мальчиков (Т. А. Репиной, Л. В. Коломийченко, Н. Е. Татаринцевой).
В иных работах, основной целью полоролевого воспитания является создание в детском саду условий, свободных от жестких гендерных стереотипов, обеспечение возможностей развивать индивидуальные особенности независимо от половой принадлежности, расширение полоролевого репертуара (Е. А. Бабушкина,
Е. В. Базуева, К. А. Воронова и др.). Выделяют три основных компонента содержания полоролевого воспитания:
- эмоциональный (формирование положительного отношения не только к своей, но и к противоположной роли, полоролевых предпочтений, ценностных ориентаций, типичных для пола потребностей и мотивов);
- когнитивный (формирование адекватных представлений о качествах мужественности, женственности, семейных ролях);
- поведенческий (воспитание соответствующей полу модели поведения).
Гендерное (полоролевое) воспитание в условиях ДОУ осуществляется с помощью различных программ, таких как: Программа «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», автор И. П. Шелухина (2006). Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы - обеспечение благоприятного протекания процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли. Главное в этой программе - это создание предметной развивающей среды и дифференциации образовательного процесса с учетом особенностей пола детей. Программа полоролевого воспитания «Мир мальчика и девочки», автор Н. Е. Татаринцева (2008) Цель программы - культуросообразная полоролевая модель воспитания дошкольников. Содержание программы - использование народных традиций приобщения детей к полоролевой, семейно-бытовой, нравственно – этической культуре.
Из выше изложенного можно увидеть, что гендерное воспитание детей, содержит в себе огромное количество направлений и требует большого внимания. Согласно Кагану В. Е., в основе полоролевой идентичности, лежит «адаптационный образ Я», как представителя определенного пола. К концу шестого года жизни ребенок овладевает половой ролью (идентичностью, выражающей единство сознания и переживания себя как носителя половой роли и проявляется в соответствующих для людей того или иного пола способах поведения, у ребенка формируется системная половая идентичность.
По данным Репиной Т. А. дети став взрослыми будут плохо справляться со своими социальными ролями, если не заложить основы женственности и мужественности в ранние годы. Это и лежит в основе содержания работы по реализации дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в различных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов гендерного воспитания. Как отмечает Репина Т. А. взаимодействие детей с окружающим миром, и разнообразные жизненные ситуации оказывают на их развитие стихийное влияние, а также при помощи целенаправленного воздействия на развитие личности девочки и мальчика, при помощи полоролевого воспитания (полоролевая социализация).
Саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности зарождает воспитание, учитывающее индивидуальные и половозрастные особенности становления личности мальчиков и девочек. Задачи по формированию основ мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста решаются в разных видах детской деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, в экологическом и физическом воспитании, на музыкальном занятии, ознакомление с окружающим и развитие речи, математике, конструировании. Коммуникативные умения, партнёрские взаимоотношения необходимо развивать в игровой деятельности, и в то же время способствовать реализации разнообразного полоролевого репертуара, формировать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях. В изобразительной деятельности возникает возможность для самовыражения. Театрализованная деятельность - развивает умения моделировать мужское и женское поведение. Ознакомление детей с различными профессиями, формирование представлений о предназначении мужчины и женщины в обществе, развитие умение рассказывать о своих чувствах и переживаниях, осуществляется при ознакомлении с окружающим миром и развитии речи. Музыкальное развитие расширяет современные и исторические представления об этикете, моделирует полоролевое поведение в танцах, а так же создаются условия для достаточной двигательной активности детей с учётом пола - в физическом развитии. Экологическое воспитание закладывает общие принципы зарождения новой жизни, создания всеми живыми организмами семьи и заботы о потомстве. Моделирование взаимоотношения со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола, формирование представления о семье, о себе и своём организме, закрепление навыков культуры общения, все это происходит в социальнокоммуникативном развитии. А в математическом развитии – осуществляется дифференцированный подход к обучению, который предусматривает половую принадлежность. Ледовских Н. К. (полоролевое развитие в старшем дошкольном возрасте, Градусова Л. В. (полоролевое воспитание мальчиков, Артюнова Л. А. (пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье, Кудрявцева Е. В. (полоролевое воспитание девочек, а также практические работники в своих исследованиях разработали соответствующие методики.
Половое воспитание направленно на то, чтоб нынешние дети, став взрослыми людьми, сумели создать гармоническую счастливую семью. Преодоление раздробленности мальчишек и девчонок в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры, общения, уважения друг к другу – это одно из важных критерий реализации данной цели.
Исходя, из всего организуется совместная деятельность - игровая, художественная трудовая, интересная для детей обоего пола, мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного внимания, обмениваться комплиментами; используются разнообразные средства и методы. Как отмечает Берн Ш., в настоящее время происходит «ломка» сложившихся исторически полоролевых стереотипов, возрастает социальная роль женщины и ущемляется гендерная роль мужчины. Гарбузов В. И. полагает, что мужественность и женственность обеспечивают гармоничность личности. Гарбузов В. И. считает мальчик физически крепок, спортсмен, отлично плавает. Это хорошо, но это лишь внешние выражения мужественности. Девочка ловка, грациозна, чистоплотна, умеет вкусно готовить и сервировать стол. Это хорошо, но это ещё не женственность. Мужественность и женственность происходит из врождённых потенций, природной гармонии и целесообразности адаптивных механизмов человека. Эти механизмы – общие и в тоже время индивидуальны