Кузнецова Ольга
Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность [1, с. 47].
Публикация «Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников» размещена в разделах
Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасного поведения, позволяющие распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей. Только организовав оптимальные педагогические условия, возможно, обеспечить высокую эффективность формирования культуры безопасности [3, с. 23].
Среди задач детского сада в русле данной проблемы – создание безопасной среды в учреждении, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности [2, с. 16].
Грамотное построение работы по формированию культуры безопасности требует от педагога понимания закономерностей приобщения детей к культурным ценностям. Воспитание культуры безопасности должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; воспитание у детей самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Необходимо формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, к различным видам труда и творчества [4, с. 29].
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Важным фактором при отборе содержания и методов обучения детей выступает знание источников опасностей и причин попадания детей в опасные ситуации, связанные с особенностями старших дошкольников. Среди них можно выделить следующие:
1. Анатомо-физиологические особенности : дети имеют маленький рост, из-за чего у них небольшой угол обзора, малое поле зрения; до 8 лет дети испытывают сложности с определением направления и источника звука, они не способны перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
2. Сложности в управлении своим поведением (импульсивность поведения) : это связано с высоким уровнем произвольной регуляции, самоконтроля, в результате чего поступки нередко совершаются под влиянием эмоций.
3. Повышенная двигательная активность: в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации.
4. Эмоция страха является причиной возникновения множества проблемных ситуаций в дошкольном возрасте; при этом в опасности оказываются и дети, которые «ничего не боятся», и дошкольники, чья жизнь «переполнена страхами».
5. Реакции детей по сравнению с реакциями взрослого замедлены. Например, у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 с; ребенку требуется для этого 3-4 с.
6. Дошкольникам трудно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой. Обычно оно полностью сосредоточено только на собственных конкретных действиях; дети реагируют на те звуки, которые им интересны.
7. Дети способны запомнить и (или) предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды; ребенок не понимает и не прогнозирует возможные последствия своего поведения, не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации.
8. Неадекватность самооценки детей, переоценка ими своих возможностей: связаны с выбором взрослыми неверных тактик воспитания; наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители.
9. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых, не выполняет данных им обещаний [5, с. 40].
Таким образом, дошкольники не обладают физическими, интеллектуальными возможностями, позволяющими адекватно оценить опасную ситуацию, избежать или преодолеть последствия попадания в критические ситуации.
В настоящее время разработано несколько парциальных программ по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности :
- «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Л. Б. Стеркина;
- «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет», Л. Л. Тимофеева;
- «Детская безопасность», И. А. Лыкова;
- "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. Т. И. Данилова
В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сенситивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольного учреждения :
1) обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;
2) выбор оптимальных методов, содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе.
Как правило, формирование безопасного поведения неизбежно связано с рядом запретов. При этом, взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность [1, с. 6].
В работе с детьми можно использовать разнообразные формы и методы :
- комплексные занятия;
- ситуации общения;
- ознакомление с художественной литературой;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам;
- развлечения, досуги;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, по территории сада, за пределы участка;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги;
- встречи с пожарным, инспектором ГИБДД;
- просмотр мультфильмов («Уроки тётушки Совы» и др.);
-анализ проблемных ситуаций;
- моделирование ситуаций.
Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с дошкольниками определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведении художественной литературы, происходившие на самом деле и смоделированные кем-либо, погружать детей в игровые, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, общения и взаимодействия. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности [3, с. 43].
Поэтому формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный пример взрослого [1, с. 3].
Очень важное место в формировании культуры безопасности занимает работа с родителями. Необходимо познакомить родителей с основными понятиями, связанными с процессом воспитания культуры безопасности, возрастными особенностями дошкольников, категориями потенциальных опасностей, местом потребности в безопасности в жизни ребенка и ролью взрослых в ее обеспечении, условиями физической и психологической безопасности.
Родителям важно научиться оценивать собственный уровень культуры безопасности, находить пути его повышения, осваивать продуктивные тактики и методы воспитания детей, выявлять индивидуальные особенности своего ребенка и в дальнейшем ориентироваться на них [5,с. 44].
Список использованных источников:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. // СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 144 с.
2. Тимофеева Л. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по реализации парциальной программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников». / Л. Л. Тимофеева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 9. – С. 15 – 20.
3. Мошкин В. Н. Воспитание культуры личной безопасности / под ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК, 2016. – 165 с.
4. Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС. / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11. – С. 27-33.
5. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа ФГОС. / Л. Л. Тимофеева // СПб - Детство-Пресс, - 2015. – 130 с.