Алексеев Алексей
Особенности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать
На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывают влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.
Публикация «Особенности физического развития детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выявляется нарушение физического развития в виде аномалии строения черепа (микроцефалия, гидроцефалия, атипические формы черепа, конечностей, кистей, пальцев, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей.
Анализ научно-методической литературы показал, что достаточно глубоко изучены причины возникновения интеллектуальных расстройств, разработаны пути их предупреждения и коррекции. Мало уделяется внимания коррекции физической подготовленности в ныне действующих программах по адаптивному физическому воспитанию.
Установлено, что основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей является расстройство координации движений. И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения : в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом – зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем – соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом – точно воспроизвести заданный ритм движения.
Для практической деятельности педагога важно знать благоприятные периоды развития основных видов координационных способностей у детей с нарушениями интеллекта.
Несмотря на то что умственная отсталость - явление необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. Постепенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения детьми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жизнедеятельности ребенка. 80% подростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим проявлениями незначительно отличаются от нормальных людей.