Марина Сорокина
Выявление уровня сформированности просодических компонентов речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевые слова: просодика, интеллектуальные нарушения, речь, голос, нарушение речи.
Проблема изучения просодической организации речи является предметом исследований в лингвистике, психолингвистике (В. А. Артёмов, В. И. Бельтюков, Л. П. Блохина, Л. В. Бондарко, Е. А. Брызгунова, Т. Н. Иванова-Лукьянова, Н. Д. Светозарова, Н. В. Чсремисина) и в логопедии (Е. Ф. Архипова, И. И. Ермакова, Е. В. Лаврова, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Н. В. Серебрякова, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Чиркина, A.B. Ястребова). Актуальность этих исследований обусловлена тем, что просодические характеристики, обеспечивающие интонационную выразительность, играют немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи, поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и свое эмоциональное состояние.
Публикация «Выявление уровня сформированности просодических компонентов речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью являются широко распространёнными (у 40-60 % детей, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики (М. Зееман).
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер, т. е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. При интеллектуальной недостаточности нарушаются все компоненты речи : фонетико-фонематическая, лексико-семантическая, логико-грамматическая стороны речи. Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи.
С учётом структуры речевого дефекта Р. И. Лалаева выделяет 5 групп школьников с интеллектуальной недостаточностью :
1 группа – дети с системным нарушением речи тяжёлой степени, осложнённое стёртой формой дизартрии (25%). %). У детей данной группы нарушены все уровни порождения речи (смысловой, языковой, сенсомоторный).
2 группа – дети с системным нарушением речи средней степени (10%). Отмечается равномерное недоразвитие всех компонентов речи, всех операций речевой деятельности.
3 группа – дети с системным нарушением речи лёгкой степени с преобладанием в структуре дефекта фонетико-фонематических расстройств (10%). Наблюдаются нарушения звукопроизношения одной-двух групп звуков.
4 группа – дети с системным нарушением речи лёгкой степени с преобладанием в структуре дефекта фонематических расстройств (25 %). У данной группы детей нет нарушений звукопроизношения.
5 группа – относительно сохранный уровень развития речи (30 %).
У детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения просодических компонентов речи. Их речь часто монотонная, маловыразительная, лишенная сложных и тонких эмоциональных оттенков. По темпу речь детей с интеллектуальной недостаточностью может быть замедленной или ускоренной, что во многом определяется преобладанием процессов возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, немодулированный.
Исследование компонентов просодической стороны речи у обучающихся младшего школьного возраста осуществляется с помощью ряда методик следующих авторов: Е. Ф. Архиповой, О. И. Лазаренко, Л. В. Лопатиной, С. В. Леоновой, Л. А. Поздняковой, Л. Ю. Александровой, О. Г. Приходько, Н. С. Шик, Н. П. Спириной, Е. Е. Шевцовой, Л. В. Забродиной. Данные методики могут быть адаптированы для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Е. Ф. Архиповой разработана методика, которая содержит наиболее полную программу обследования просодической стороны речи. Так как у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются сопутствующие нарушения в развитии, необходимо большее количество заданий для того, что бы полно изучить просодические компоненты. С этой целью мы пользовались данной методикой и заданиями из неё в ходе эксперимента.
Нами были проведено исследование с участием детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Перед началом эксперимента мы изучили личные дела обучающихся, данные медицинской документации.
База исследования: ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени».
Целью исследования является изучение уровня сформированности просодических компонентов речи у обучающихся с умственной отсталостью
В ходе работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Обследование темпа речи обучающихся
2. Изучение мелодико-интонационной стороны речи.
3. Изучение состояния разборчивости речи.
4. Анализ уровня сформированности речевого дыхания и его особенности.
Для реализации поставленных перед собой задач, мы подобрали упражнения для обучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. Данные упражнения подобраны с учётом психофизических особенностей детей и полностью соответствуют их общей успеваемости. Эксперимент состоял из нескольких заданий, которые по нашему мнению помогут нам выявить уровень сформированности просодических компонентов речи обучающихся.
Первое задание предполагало диагностику темпа речи экспериментируемых.
В ходе реализации задания нами изучалась степень быстроты в исполнении (говорении, слушание и повторении) чего-либо. Обучающимся было предложено прочесть несколько коротких стихотворений.
Второе задание. Изучение мелодико-интонационной стороны речи. Респондентам предлагается прочесть с определенной интонацией следующие строки.
Я найду того, кто ложился на мою кровать и смял ее.
Третье задание. Изучение остояния разборчивости речи. Экспериментатором был подобран короткий текст для прочтения обучающимися. Респондентам имеющим грубые нарушения в развитии оказывается помощь со стороны экспериментатора.
Нами предлагался для прочтения следующий текст:
Охотник взял ружьё и пошёл в лес. За охотником бежала собака Ласка. Поднялась сильная вьюга. Хлопья снега быстро засыпали кусты. Вьюга засыпала лисьи и заячьи следы. Какая теперь охота!
Четвертое задание, направленное на анализ уровня сформированности речевого дыхания и его особенности. Для выполнения данного задания дается инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».
Осень наступила,
Высохли цветы.
И глядят уныло
Голые кусты.
Для оценивания результатов предложенных нами заданий мы разработали критерии оценки, которые представлены в таблице 2.2.
Темп речи обучающихся Темп речи обучающихся неравномерный, задание не было выполнено -1 балл
Темп речи обучающихся отмечается некоторой нестабильностью, задание выполнено с небольшими сложностями -2 балла
Темп речи обучающихся в норме, ребёнок выполнил задание – 3 балла
Мелодико-интонационная сторона речи Речь обучающегося маловыразительна, монотонна – 1 балл
Ребёнок показывает умение интонационно выделять некоторые необходимые фрагменты текста – 2 балла
Мелодико-интонационная сторона речи обучающегося сформирована на высоком уровне – 3 балла
Разборчивость речи Речь обучающегося неразборчива- 1балл
Речь обучающегося слабо разборчива – 2 балла
Речь обучающегося сформирована и достаточно разборчива -3балла
Сформированность речевого дыхания и его особенности
Дыхание респондента шумное, прерывистое -1 балл
Дыхание респондента нормальное, с небольшим ускорением- 2 балла
Дыхание респондента правильное, спокойное – 3 балла
Для того что бы определить уровень сформированности компонентов просодики у участников эксперимента, мы предлагаем характеристику данных уровней
Высокий уровень сформированности просодических компонентов речи –10-12 баллов
Средний уровень сформированности просодических компонентов речи – 6-8 баллов
Низкий уровень сформированности просодических компонентов речи – 4-2 балла
Задания, предложенные нами выполнялись обучающимися под руководством экспериментатора, который в свою очередь следил за качеством их выполнения и оказывал необходимую помощь участникам эксперимента. Для чистоты эксперимента нами оказывалась помощь только обучающимся с тяжелыми нарушениями.
мы можем сделать вывод о том, что большинство обучающихся по результатам эксперимента на выявления уровня просодических компонентов речи, находятся на низком уровне. Только два обучающихся более успешно справились с некоторыми заданиями. Поэтому важно сказать, что необходимо проводить комплексную коррекционно-педагогическую работу по предупреждению таких явлений у обучающихся изучаемой нами категории как: грубые нарушения речевого дыхания, неразборчивость речи, неумение интонационно выделать необходимое в тексте, нарушения темпо-ритмической стороны речи. Коррекционная работа должна проводится не только логопедами на занятиях, но и предупреждаться на уроках педагогами и родителями при выполнении детьми домашнего задания. По нашему мнению, только совокупность действий поможет сократить сроки развития просодики речи детей с интеллектуальными нарушениями.