Бычихина Анастасия
Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями
▼ Скачать
Бычихина Анастасия Владимировна
Аннотация. В статье раскрывается сущность представлений о взаимодействии человека и природы, рассматриваются их особенности у детей с интеллектуальными нарушениями, приводятся результаты исследования данных представлений у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 4 – 5 классов.
Ключевые слова: представления о взаимодействии человека и природы, дети с интеллектуальными нарушениями.
Публикация «Особенности представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах
Представления о взаимодействии человека и природы объединяют в себе знания, умения и ценностное отношение к взаимосвязи человека и природы. Их роль для детей весьма велика – они определяют отношение к природе, тип экологического сознания, способы, при помощи которых каждый конкретный ребенок взаимодействует с природой [Владимирова 2008].
Дети с нормативным развитием успешно овладевают полными, точными представлениями о взаимодействии человека и природы, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями процесс формирования данных представлений сопряжен с большими трудностями. Это обусловлено многочисленными особенностями в развитии их познавательной деятельности, негативно сказывающимися на овладении ими экологическими представлениями, в том числе и представлениями о взаимодействии человека и природы.
По данным С. Г. Шевченко, дети с интеллектуальными нарушениями пассивны в овладении этими преставлениями: несмотря на старания своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, они не проявляют инициативы в заботе о животных и растениях. У отдельных детей с интеллектуальными нарушениями отмечается бережное отношение к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголку природы, пришкольному участку, к личным домашним животным. Бедность и искаженность рассматриваемых представлений у этих детей часто является следствием недостаточной осведомленности о том, что можно и что нельзя делать человеку по отношению к природе [Шевченко 2005].
С. Г. Шевченко отмечает наличие у некоторых детей с интеллектуальными нарушениями потребительского отношения к природе, особенно дикой (затаптывание кустов, вырывание с корнем растений при сборе ягод и грибов, или даже жестокости (дети могут бить собак, мучить кошек, птиц, топтать дождевых червей) [Шевченко 2005]. А. Н. Косымова полагает, что бездумное и жестокое обращение с природой является результатом нравственной невоспитанности этих детей, которые часто остаются глухи к состоянию других людей, тем более, они не испытываю сочувствия, жалости к животным и растениям, не сопереживают им, не могут понять их боль и прийти на помощь [Косымова 2006].
Основную причину несформированности у детей с интеллектуальными нарушениями представлений о взаимодействии человека и природы Н. В. Лагунова видит в отсутствии знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Недостаток знаний о промышленном и сельскохозяйственном производстве приводит к непониманию физического и химического состояния окружающей природы. Дети с интеллектуальными нарушениями, проживающие в крупных городах, ограничены в непосредственном общении с природой, не имеют опыта получения положительных эмоций от взаимодействия с ней, что также отрицательно сказывается на формировании у них рассматриваемых представлений.
Н. В. Лагунова обращает внимание на связь характера представлений о взаимодействии человека и природы с эмоционально-волевой сферой детей : их поведение в природе часто импульсивно, необдуманно, характеризуется неумением сдержать эмоции при возникновении трудностей, отсутствием эмпатии по отношению к объектам природы. Это часто формирует у них негативное отношение к природе [Лагунова 2010].
Сложности формирования представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями В. Н. Синев объясняет нарушениями самосознания. Для таких детей характерно неполное самосознание, неточное восприятие себя и окружающих людей как часть природы. Недостаточностью самосознания отчасти обусловлено то, что для этих детей противоречивые ценностные ориентации, определяющие жизненные планы, рассогласование потребностей и интересов личности с реальными возможностями их удовлетворения [Синев 1977].
С целью исследования особенностей представлений о взаимодействии человека и природы у детей с интеллектуальными нарушениями было проведено исследование на базе ОКОУ «Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», в котором участвовали 20 обучающихся 4 и 5 классов в возрасте 10 – 12 лет.
Диагностический инструментарий был нацелен на исследование у детей с интеллектуальными нарушениями таких составляющих представлений о взаимодействии человека и природы, как: представления об объектах, составляющих понятие «природа»; представления об объектах живой и неживой природы и предметах, сделанных человеком; представления о животном и растительном мире; отношение к объектам природы, представления об ее охране; знания правил экологического поведения в природе.
Исследование показало, менее половины детей (40%) имеют правильное представление о том, что природа – это все объекты которые окружают человека и не сделаны его руками; 30 % детей полагают, что природой называются все живые существа; 20 % детей считают, что природой является всё, что окружает человека; 10 % детей уверены, что природа – это всё, что сделано руками человека.
15 % детей с интеллектуальными нарушениями не дифференцируют объекты неживой природы и предметы, сделанные руками человека (например, относят камень и радугу к рукотворным предметам); 20 % затрудняются в дифференцировании объектов неживой природы и рукотворных предметов; 55 % детей в состоянии определить, что относится к живой и неживой природе, а также что к ней не имеет отношения; 10 % детей сомневаются при определении объектов живой и неживой природы, не верно определяют их с помощью взрослого.
В ходе исследования было установлено, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями имеются недостаточные представления о целостности природы, о связях и зависимостях живой и неживой природы, о взаимодействии человека с природой. Их знания о взаимосвязи человека и окружающей природы скудны, экологическая воспитанность находится на низком уровне. Все дети (100 %) уверены, человек зависит от природы, однако аргументировать свое мнение могут только 25 % обучающихся: «Природа кормит человека, дает ему воду», «В природе есть вода, разные растения, которые нужны».
На зависимость природы от человека указывают 75 % детей, но обоснованные ответы дают лишь 35 % детей : «Человек охраняет природу», «Человек может навредить природе, а может ей помочь», «Человек губит природу».
65 % детей считают, что главная ценность природы для всех людей и их самих состоит в том, что она дает человеку все необходимое ему для жизни; 25 % детей полагают, что природа ценится своей красотой; 10 % детей не понимают ценности природы.
Многие дети понимают, что природа дает человеку воздух (75 %) и пищу (65 %); отдельные дети обладают знаниями о том, что от природы человек получает одежду (25 %, жильё (15 %); у 10 % детей отсутствуют знания о том, что получает от природы человек.
75 % детей уверены, что человек наносит вред природе, когда вредит растениям и насекомым; 65 % детей полагают, что вред человека окружающей природы заключается в выбрасывании мусора и различных отходов; 25 % детей отождествляют вред, приносимый природе человеком, с разведением костров; у 15 % детей отсутствуют знания о вреде, наносимом природе человеком.
У детей с интеллектуальными нарушениями выявлены неточные и фрагментарные знания об охране природы : они считают, что охранять природу значит не мусорить (85 %, не обижать животных (75 %, подкармливать птиц (35 %, не портить растения и не убивать насекомых (25 %, не разводить костры (15 %).
Несмотря на то что все дети с интеллектуальными нарушениями уверены в необходимости охраны природы, только 35 % детей пытаются аргументировать свое мнение («Нужно охранять природу, потому что люди много мусорят», «Природа умирает от мусора и пожаров», «Потому, что грязный воздух и вода»). 85 % детей считают, что окружающую природу нужно охранять для нас самих и окружающих людей. 65 % детей указывают на необходимость охраны природы от людей, которые ей вредят; 50 % детей отмечают, что окружающая природа нуждается в защите от мусора и грязи; 15 % детей предполагают, что природа нуждается в защите от вредных насекомых; 25 % детей не обладают знаниями о том, от чего следует, в первую очередь, защищать природу.
Представления о состоянии природы региона своего проживания также сформированы не в полной мере: 65 % детей считают, что состояние окружающей среды в их местности хорошее; 25 % детей оценивают его как неблагоприятное (плохое); 15 % детей не задумывается о состоянии природы той местности, в которой они живут.
Основными правилами поведения человека в природе дети с интеллектуальными нарушениями считают : не обижать животных (75 %, не мусорить (65 %, подкармливать птиц, не убивать насекомых, (35 %, не разорять гнезда, не разводить костры, не ломать ветки (25 %, при этом у 15 % детей не сформированы знания о правилах поведения человека в окружающей природе.
По мнению детей, они сами для охраны природы могут кормить птиц зимой (50 %, помогать бездомным животным (35 %, не мусорить (75 %, бережно относится к растениям (25 %).
Большинство детей с интеллектуальными нарушениями слабо знает экологического поведения в природе : только 15 % из них аргументировано оценивают предложенные экологические ситуации; 45 % детей при оценке экологических ситуаций нуждаются в помощи взрослого и дают избирательное обоснование; 30 % детей при оценивании экологических ситуаций допускают ошибки и не в состоянии обосновать свою точку зрения даже с помощью взрослого; у 10 % детей не сформированы знания правил поведения в природе.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило сведения, полученные из теоретических источников, о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями представления о взаимодействии человека и природы часто оказываются нарушенными, что проявляется в недостатке соответствующих знаний, в отсутствии чувств, эмоций по отношению к природе, в незрелости мотивационно-потребностной сферы, в несформированности природоохранных способов поведения.
Литература
1. Владимирова С. В. Сущность и содержание формирования экологических представлений // Вестник Югорского государственного университета. 2008. Выпуск 4 (11). С. 12 – 15.
2. Косымова А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 2006. № 5. С. 28 – 32.
3. Лагунова Н. В. Теоретические аспекты проблемы экологической деятельности школьников с нарушением интеллекта // Вестник приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2010. №1 – 2(5). C. 23 – 30.
4. Синев В. Н., Стожок Л. С. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. Киев: Радянська школа, 1977. 86 с.
5. Шевченко С. Г. Экологическое просвещение школьников с проблемами в развитии. М. : Знание, 2005. 95 с.