Плотникова Елена
Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности. Это сказывается на поведении в дорожной среде.
При ознакомлении с новыми предметами у ребенка 3-4 лет сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности. Память носит непроизвольный характер. Наиболее прочно и точно запоминаются объекты или слова, как результат восприятия, когда образы или явления эмоционально окрашены.
Публикация «Психологические особенности детского возраста в восприятии опасности дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
На подсознательном уровне происходят практически все процессы активности мозга у детей 4-5 летнего возраста. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно. Действия ребенка подчинены быстро меняющимся замыслам. Попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать на яркую, привлекательную машину, но не на ту, которая представляет опасность. Ребенок 4-5 лет ориентируется в происходящем на расстоянии 5 метров. Действия, происходящие на большом расстоянии, ему очень трудно заметить и оценить.
Благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка 5-6-лет увеличиваются возможности проследить события, которые совершаются на расстоянии 10 метров. Поле зрения в данном возрасте настолько мало, что составляет десятую часть поле зрения взрослого человека.
У ребенка дошкольного возраста наблюдается неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга быстро истощаются и наступает состояние утомления и рассеянности.
Непредсказуемость и импульсивность в поведении ребенка обусловлена стремлением играть в любой ситуации. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений, переполняется эмоциями: удивляется, радуется и совсем не обращает внимания на опасность дорожной среды. Не понимая опасности движущегося транспорта, ребенок может побежать за мячом, появиться неожиданно на самокате, велосипеде, и так далее.
В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, он очень легко теряется и впадает в состояние безысходной опасности. Торможение в нервной системе ребенка, тем сильнее, чем труднее ситуация.
Ребенок дошкольного возраста плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Дошкольнику трудно определить с какой стороны поступают звуковые сигналы. Он не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
Ребенок не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, подойдя к краю проезжей части.
Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно ребенок дошкольного возраста принимает решение, так как теряется и не знает что делать. Именно поэтому, дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, взрослые всегда должны держать его за руку.
Родителям необходимо с самого раннего возраста объяснять своему ребенку как нужно себя вести на проезжей части и постараться привить ему навыки безопасного поведения на дороге. Наибольший авторитет в глазах ребенка имеет родитель. Именно к их словам прислушиваются в первую очередь дети. Одних слов недостаточно. Залог успеха в воспитании - личный пример. Не позволяйте себе при ребенке нарушать правила дорожного движения. Ведь главной обязанностью взрослых является сохранение жизни и здоровья детей.