Лучший педагог года

Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении

Назарова Неля Владимировна
Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

ГБДОУ детский сад №53 Василеостровского района

г. Санкт-Петербург

Методическая разработка

УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОСТАНОВКЕ ДЕТСКОГО ГОЛОСА

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Составитель: Назарова Н. В.

(музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада №53 Василеостровского района

г. Санкт-Петербурга)

г. Санкт-Петербург

2018

Содержание :

1. Введение

Публикация «Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении» размещена в разделах

2. Основная часть - упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях.

2.1 разминочные упражнения.

2.2 упражнения на расширение диапазона и дикцию.

2.3 упражнения на освоение разных видов техник.

3. Заключение.

4. Список литературы.

1. Введение

Эта методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей в дошкольных учреждениях. Приведенные упражнения предназначены для детей с 3 до 7 лет.

В настоящее время существует множество методик постановки голоса. В данной работе, изучив различные статьи педагогов, в которых были приведены множество упражнений для развития голоса, дикции, дыхания, опробировав множество методов и различных методик, автор выбирал упражнения, подходящие для детей данной возрастной группы в рамках музыкальных занятий в детских садах.

2. Основная часть - упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях.

Занятие пением должно начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Ребёнку необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшему звукоизвлечению.

Первые упражнения-распевки на музыкальном занятии носят разминочный характер. В этих упражнениях дети должны разминаться на «серединке» своего певческого диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие певческой дикции. Упражнения касаются выравнивания качества звучания диапазона, на активизацию и правильность дикции.

Третья часть упражнений на музыкальном занятии направлена на освоение различных технических приемов: отрывистое голосоведение, протяжное пение.

Часто педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть занятия, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Также в некоторых методиках используются упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа.

2.1 Разминочные упражнения

В разминку входят такие вокальные упражнения :

1) Упражнения для развития певческого дыхания

2) Упражнения для развития подвижности языка, губ

3) Гимнастика для мышц шеи, гортани, нижней челюсти

4) Упражнения для развития мимики

Вокальные упражнения этой части направлены на разогрев голосового аппарата, озвучивание резонаторов, работу над качеством фонационного выдоха, над верной атакой и фокусировкой звука.

Для данных целей наиболее подходят упражнения В. Емельянова.

а)Упражнение направленное на естественную фонацию (с 3-х лет)

«Медведь» поём с открытым ртом и расслабленным языком. На 2-3 звука в примарной зоне на звуке «а».

б)Упражнение на озвучивание грудных резонаторов (с 5-ти лет)

«Лошадка». Резонирование губами на звук «тпры» на 2-3 звука в примарной зоне

в)Упражнение на озвучивание головных резонаторов (с 3-х лет)

«Паровозик» выполняется плотно прижатыми губами скольжением на терцию и обратно. Начинать упражнение следует от фа 1 октавы и продолжать по полутонам вверх до комфорта «свистковым» приемом

Следующие упражнения направлены на установку правильного звукообразования

а) Настройка на звукообразование в фальцетном режиме: (с 4-х лет)

«Маша в лесу». Упражнение должно выполняться с мягкой атакой звука или же добавить перед гласной звук Й. Делается на гласных «о», «у». Движение I – V - I

Для поднятия небной занавески можно применить прием: «удивление»

2.2Упражнения на расширение диапазона и дикцию

В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука, певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.

а)Упражнение на развитие головное резонирование и выравнивание гласных при смене высоты тона. (с 5-ти лет)

При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной «и», избавляться от «уплощения» этой гласной.

б)Упражнение на сглаживание регистров и выравнивание гласных. (с 5-ти лет)

В данном упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая акцентирования слабой доли. Поём нисходящую гамму от V ступени до I, слиговывая по 2 ноты. Меняем гласные «а», «о», «у».

в)Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных. (с 3-х лет)

Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания. Мелодия может быть различной : на одном звуке, на двух, в гаммообразном движении.

У--- О---А---Э—И или А—Э—И—О—У--

г)Упражнения на развитие дыхания, дикции, артикуляции. (с 5-ти лет)

Данное упражнение следует выполнять, используя различные слоги: ди…., зи, ви…. Поём по гамме стаккатто, затем легато.

Исполняется упражнение, уделяя особое внимание проблеме верного формирования гласных, четкой артикуляции и активному произношению слога на стаккато.

2.3 Упражнения на освоение разных видов техник.

Следующий раздел посвящен упражнениям, развивающим вокальную технику – подвижность голоса. Для этого используются упражнения с использованием скачков, техники стаккато.

а)Пение интервалов

Для младшего и среднего возраста (3,4,5 лет) это упражнение выполняется до квинты. В старших и подготовительных группах (5,6,7 лет) – на полную октаву.

Это упражнение требует точного попадания на различные звуки, расположенные друг относительно друга на различных расстояниях (интервалах) в быстром темпе.

Начинать это упражнение также следует с примарного тона, постепенно поднимая или опуская тональность по полутонам вверх или вниз. Петь его нужно на различных гласных: "а", "о", "и", "у", начиная с медленного и постепенно повышая темп.

В основе упражнения лежит мажорная гамма (с возвратом к нижнему основному звуку на восходящем движении или к верхнему - на нисходящем движении). Поётся упражнение в двух вариантах : на легато (слитно) и на стаккато (отрывисто).

б)Упражнение на развитие диафрагмы и опоры дыхания.

Одно из самых важных упражнений. Начинать можно с младшего возраста. Разработан комплекс смысл которого в чередовании медленного и короткого вдоха с медленным и коротким выдохом (Роза – свеча, роза – ха-ха, удивление – ха-ха, удивление – свеча).

Очень эффективно упражнение «Пчёлка» - детям очень нравится игровой момент с полётом пчёлки, поиском цветка и приземлением. Всё это сопровождается звуком «бззз» - выдох становится управляемый и долгий.

в)Упражнение, развивающее подвижность голоса. (с 5-ти лет)

«Три кота». Поём на стаккатто I – III – V V – III – I. Упражнение подходит для детей старшего, подготовительного возраста.

3. Заключение

Упражнения на музыкальных занятиях в детском саду должны даваться в игровой форме. Они не только могут способствовать развитию вокальных навыков, устранению вокальных трудностей, но и развивают у детей умение обдуманно пользоваться своим голосом.

Данная методическая разработка содержит основные виды вокальных упражнений. Может помочь музыкальным руководителям в подборе упражнений по постановке детского голоса с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей.

4. Список литературы

1. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М. ,1983

2. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.

3. В. Ф. Иванников Методика поточного пения, Москва, 2005 год

4. Варламов А. Е. «Полная школа пения» Санкт – Петербург, издательство «Планета музыки», 2008г.

5. Вербов А. М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1961г

6. Дмитриев А. Основы вокальной методики. - Москва. Музыка. 1968

7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. СПб. 1996.

8. Емельянов В. В. Развитие голоса. Спб., 1997

9. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. - Ленинград. Музыка 1977

10. Малахов. Современные дыхательные методики. _ Донецк. 2003

11. Назаренко И. «Искусство пения» М., 1963. 2-изд. М., 1966

12. Постановка голоса. Система практических упражнений : Методические рекомендации/ Составитель Л. В. Назарова; Под ред. Л. П. Шестеркиной. -- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.- 27 с.

13. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, Москва, изд. «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992год

14. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой- Москва. ФИС,2000

Публикации по теме:

Педагог в современном дошкольном учреждении ПЕДАГОГ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Каким же должен быть педагог в современном дошкольном учреждении? Прежде всего, ориентированным.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Консультация для педагогов «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении» Консультация для педагогов на тему: «Использование детского фольклора в дошкольном образовательном учреждении» Музыкальный руководитель.

Индивидуальная рабочая программа по постановке звука [р] на логопедических занятиях Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17» Индивидуальная рабочая программа на логопедических.

Инновационная деятельность в дошкольном учреждении ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Д. О. Сюняева ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вида Калининского района,.

Упражнения для постановки певческого голоса Андрей- воробей. • Распевка тренирует репетицию (удерживание мелодии на одном тоне). Распев: Андрей-воробей не гоняй голубей, гоняй галочек.

Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса Основные свойства голоса Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под.

Фотоотчет «Выборы в дошкольном учреждении»Фотоотчет «Выборы в дошкольном учреждении» Одним из важных возрастов для формирования правовой базы является старший дошкольный возраст. В это время закладывается основа личности.

Здоровьесберегающая среда в дошкольном учреждении Специальными исследованиями, выполненными в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, установлены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
Опубликовано: 1 мая 2018 в 21:56
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения по постановке детского голоса на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Назарова Неля Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД