Валентина Булгакова
Особенности детско-родительского проекта посредством внедрения активных методов организации детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В современной образовательной ситуации, когда в новом законе «Об образовании в РФ» подчёркнута ответственность родителей за образование собственных детей (Статья 44 Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014, образовательные учреждения должны активней содействовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей).
В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.
Публикация «Особенности детско-родительского проекта посредством внедрения активных методов организации детской деятельности» размещена в разделах
Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско – родительские отношения.
Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
Так в 2017-2018 годах для дошкольных образовательных организаций Старооскольского городского округа проводился муниципальный социально ориентированный проект «Семейный Олимп», организаторам которого являлись МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность».
Цель проекта : пропаганда и распространение лучшего опыта семейного воспитания дошкольников.
Задачи проекта :
создание условий для творческой самореализации детей и их родителей (законных представителей);
сплочение семьи, формирование нравственных качеств, творческих способностей детей создание условий для творческой самореализации детей и их родителей на основе поддержания семейных традиций посредством коллективного семейного творчества;
утверждение ценностей и традиций здорового образа жизни;
сохранение и развитие преемственности семейных отношений;
стимулирование интереса дошкольников к интеллектуальной деятельности.
В проекте приняла участие семья Артемовых, чей ребенок является воспитанником МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка», группы №9 «Рябинушка».
Проект «Семейный олимп» проходил в три этапа, по каждому из которых определялись победители и призеры.
1 этап проекта – конкурс видеороликов «Лучший семейный рецепт». Семья Артемовых предоставила видеоролик с пошаговым приготовлением традиционного семейного блюда «Семейная пицца».
За соответствие работы требованиям положения о конкурсе; аргументированность и глубину раскрытия темы; креативность видеоролика т. е. новизну идеи, оригинальность, творческий подход; качество видеосъемки семья завоевала первое место.
2 этап – Социальная акция «Страна добрых волшебников» проводился с декабря по апрель 2018г.
Акция представляла собой социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Важным условием и успехом акции являлось мотивация – осознание отношений к делу и действиям.
Для участия во втором этапе семья Артемовых выбрала направленность на улучшение детских площадок.
Цель, которой: привлечь внимание общественности к необходимости сохранения детских площадок, как на территории детского сада, так и в не его пределов.
В рамках социальной акции «Страна добрых волшебников» были проведены мероприятия:
«Детская площадка моей мечты» -презентация проекта;
«Детская площадка моей мечты» - конкурс рисунков;
«Наведем порядок на участке вместе» - субботник на участке детского сада;
«Сохраним детскую площадку» - акция;
«Сделаем скучное веселым» - рисование на дорожках детского сада.
За практическую значимость проекта, масштабность (количество участников); наличие конкретных результатов семья Артемовых заняла первое место.
И в заключительном 3 этапе – спортивная квест–игра «Здоровые дети – в здоровой семье» семья Артемовых проявила себя ловкими, смелыми, дружными. Их команда словно семья, потому что они работают вместе все время. Они постоянно тренируются, участвуют в различных соревнованиях, совершенствуются. Стараются помогать друг другу.
В итоге команда Артемовых заняла третье место.
Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, поскольку благодаря реализации детско – родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия.