МААМ-картинки

Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке

татьяна тищенко
Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы

Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатления, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.

Публикация «Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке» размещена в разделах

С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке я поддерживаю и развиваю в ребёнке интерес к исследованиям, приобретении опыта исследовательской деятельности, развиваю восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная, инициативная личность.

Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача - на отдельных темах, наблюдениях сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность- максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке.

В исследовательской деятельности на прогулке я выделила такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии.

Хочу остановиться подробнее на каждом из них.

Наблюдения.

Умение наблюдать, вырабатывается в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес. На прогулке предлагаю следующие наблюдения :

- за зимующими птицами;

-за погодой;

- за машинами;

- за деревьями зимой;

- за ветром, солнцем, за снегом, снежинками;

- за сезонными изменениями на участке детского сада и др.

Предлагаю детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение прогулки : птичек у кормушки, падающий снег, зимнее солнышко, зарисовать почки деревьев зимой (зарисовка по памяти). Приучая детей аккуратно зарисовывать, делать схемы, я постепенно вырабатываю у них привычку работать в тетради, альбоме, воспитываю усидчивость – готовлю к будущей учебной деятельности.

Экспериментирование

Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие задачи:

- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный интерес);

- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны.

Эксперименты проводила вместе с детьми не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).

Например, в марте во время наблюдения за солнцем на небе, предлагала детям измерить длину тени в одно и то же время в течение недели. Убедились, что тень с каждым днём становилась короче. Сделали вывод, что солнце с каждым днём поднимается выше.

Прежде чем приступить к проведению экспериментов мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.

Для наглядности план оформляли в схему. Это помогает быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).

Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.

Детское экспериментирование воспитывает в детях инициативность, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Экскурсии

Экскурсии проводим по территории детского сада и за территорию с целью наблюдения за изменениями в природе (конец осени - начало зимы, конец зимы – начало весны).

Наблюдение, проведение опытов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии - всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.

Я стараюсь делать больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Осуществление поисково-исследовательской деятельности на прогулке напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий, от качества организации исследовательской деятельности.

Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараюсь на прогулке закрепить дидактической игрой («Кто назовёт больше качеств и свойств?», «Узнай по описанию», «Узоры на песке») или подвижной («Беги к знакомому дереву», «Кто быстрее перенесёт камушки», «Следопыты», эстафеты с использованием природного материала (шишки, жёлуди, камушки, листья). Игра «Раскопки далёких миров», предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Предметно – развивающую среду, обогащала и систематизировала в соответствии с погружением детей в ту или иную тему. Так, знакомя детей со свойствами песка, в зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным, подбирала формочки и совки, предметы (камешки, ракушки, веточки). Эту коллекцию постоянно пополняю.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в моей работе.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Я убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

В дальнейшем планирую, чтобы вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство ознакомления с окружающим миром «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь» Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Проектная деятельность, как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи. Смирнова А. Ю. воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего вида.

Непосредственная образовательная деятельность как основная форма организации экологического образования старших дошкольников Цель исследования: разработать педагогическую модель НОД по экологии для старших дошкольников и экспериментальным путем проверить его эффективность.

Познавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельностиПознавательно-исследовательская деятельность как форма организации непосредственной образовательной деятельности «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». По природе своей дети – исследователи, открыть, изучить, исследовать.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДО «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» «Умейте.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников Аннотация: В статье рассматривается необходимость создания и развития познавательно-исследовательской деятельности в ДОО для того, чтобы.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования экологического мировоззрения дошкольника Цель: 1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень. 2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир исследования. 3. Глубже.

Занятие по изодеятельности как форма организации познавательно-эстетической и художественно-творческой деятельности Занятие по изобразительной деятельности, как форма организации познавательно - эстетической и художественно - творческой деятельности ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке
Опубликовано: 28 мая 2018 в 09:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Об организации наблюдений, как одного из методов организации познавательно-исследовательская деятельность детей на прогулке» (включая файлы) размещена пользователем татьяна тищенко (УИ 108508) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД