Ирина Новичкова
Основы повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач в дошкольном возрасте является охрана и укрепление здоровья ребенка. В последние десятилетия в РФ наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Растет заболеваемость по всем основным группам болезней, снижается продолжительность жизни. В программах по дошкольному воспитанию, утвержденных Министерством образования большое внимание уделяется формированию у детей представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни (ЗОЖ, воспитанию здоровьесберегающего поведения. Семья выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека.
Публикация «Основы повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных, умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Современным родителям очень часто не хватает воспитательных умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. При различных подходах к решению проблем семьи все исследователи приходят к единому мнению о том, что основой совершенствования семейного воспитания является работа с родителями. Результат детско-родительских отношений, несомненно, зависит от готовности и способности взрослых целесообразно и грамотно организовать процесс взаимного существования, от уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей, их родительской компетентности. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. В Законе «Об образовании» говорится, что родители – это первые педагоги. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Именно родители являются основными трансляторами социальных и культурных ценностей ребенку. Они формируют характер ребенка, особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Поэтому готовность семьи к воспитанию ребенка, их уровень психолого-педагогической культуры имеют огромное значение. Сегодня трудно не согласиться с тем, что российская семья переживает кризис: большое количество детей рождаются вне брака, семьи распадаются, молодые мамы отказываются от новорожденных.
Потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни, низкий уровень общей культуры в среднестатистической семье, самоустранение многих родителей от воспитания детей порождают многочисленные проблемы в личностном становлении подрастающего поколения. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности ДОУ.
Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на мой взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. Ведь только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов. И здесь как нельзя, кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – вот эти два краеугольных камня, которые могут служить мостиком в создание сотрудничества ДОУ и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.
Решение задачи по развитию жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов, включает в себя: пропаганду образа жизни семей, культивирующих ЗОЖ; вовлечение семей и детей в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие форм семейного отдыха; внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных организаций.
Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а так же обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
В планировании и организации указанной работы педагогические коллективы должны руководствоваться современными нормативно-правовыми, методическими и иными документами, а также локальными актами образовательной организации.