Токбаева Дана Муаедовна
Основные требования к знаниям учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед должен знать :
• Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и местных органов управления образованием по вопросам образования;
• Конвенцию о правах ребенка;
• возрастную и специальную педагогику и психологию;
• анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
• методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей;
• нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и
практической деятельности;
• программно-методическую литературу по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии;
Публикация «Основные требования к знаниям учителя-логопеда» размещена в разделах
• новейшие достижения дефектологической науки;
• правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА
• осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей;
• обследовать детей, определять структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта;
• комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния детей;
• проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций;
• работать в тесном контакте с воспитателями, посещать занятия;
• консультировать педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии;
• вести необходимую документацию;
• способствовать формированию общей культуры личности;
• использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов;
• реализовывать образовательные программы, обеспечивать уровень подготовки детей, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
• соблюдать права и свободы детей, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка;
• систематически повышать профессиональную квалификацию;
• участвовать в деятельности методических объединенийи других формах методической работы;
• выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты;
• обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в период образовательного процесса (приложение № 1)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.
Так, в начале учебного года (первые две недели сентября) проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу/продолжающих обучение воспитанников. По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.
При необходимости (на усмотрение логопеда) в январе, в течение одной, двух недель рекомендуется проводить промежуточное обследование уровня речевого развития детей с целью выявления своевременного как достижения, так и трудности в реализации индивидуальных коррекционных программ и при необходимости внести в них изменения.
В междиагностический период (сентябрь-май) проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Итоговое обследование детей проводится в последние две недели мая. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах (приложение
№ 2) и «профилях» (приложение № 3) воспитанников и в речевых «профилях» группы (приложение № 4, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета.
Июнь – месяц является рабочим месяцем для логопеда. В этот период проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми-логопатами., где повторяется и закрепляется пройденный материал.
Современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование групповых форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют
возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Систему логопедического воздействия дополняют индивидуальные занятия с логопедом, а также занятия в микрогруппах (2-3 ч.). В соответствии с видами занятий планируется циклограмма рабочего времени логопеда в течение рабочей недели (приложение № 5). Также логопед составляет график работы, который утверждается руководителем учреждения (приложение № 6).
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для учителей-логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии, а также работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного возраста, дошкольных образовательных учреждений составляет 56 календарных дней.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
С учетом современных подходов и требований к организации логокоррекционной работы с дошкольниками учителю-логопеду рекомендуется оформление следующих документов:
• тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогичсеской комиссии;
• речевая карта;
• учебный план работы по формированию речевой деятельности группы ;
• конспекты групповых занятий ;
• план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на учебный год ;
• индивидуальная тетрадь ребенка;
• тетрадь учета посещаемости детьми занятий;
• тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателей;
• план взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса ;
• отчет учителя-логопеда за учебный год;
• паспорт логопедического кабинета ;
• план самообразования учителя-логопеда ;
• график работы;
• циклограмма рабочего времени;
• расписание групповых и индивидуальных занятий.
Наличие основных видов документации – обязательное условие работы логопеда. Правильность ее оформления и ведения оценивается в ходе проверки специалистами управления образования и учитывается при определении квалификации при аттестации.
СРОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
В логопедической практике необходимость изучения, анализа документации учителя-логопеда за определенный период времени возникает в связи с обобщением итогов его деятельности при аттестации, фронтальных, тематических проверках, в конфликтных и спорных ситуациях с родителями детей логопедических групп или руководством ДОУ. В связи с этим, логопед должен обеспечить надлежащее хранение своей документации в соответствии с нормативно-правовыми актами.
ДОКУМЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ХРАНЕНИЮ В ДОУ
№
П/П
НАИМЕНОВАНИЕ ДОКУМЕНТА
срок хранения
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Протоколы заседанийПМПК по набору и выпуску детей из логопедических групп
10 лет Основание : приказ Министерства народного образования РФ от «О документации детских дошкольных учреждений», решение Коллегии Министерства образования РФ от 12.04.95. «Типовое положение о ПМПК»
2 Учебный план на год 3 года
3 Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы
5 лет
4 Отчеты логопеда 5 лет
5 Речевые карты детей
До решения ПМПК о выпуске ребенка из логопедической группы
6 Индивидуальный план работы с ребенком
7 Тетрадь посещаемости детьми индивидуальных логопедических занятий
8 Тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей логопедической группы
9 Индивидуальная тетрадь ребенка
10 Планы (конспекты) групповых, индивидуальных занятий Определяет логопед
11 Паспорт логопедического кабинета постоянно
12 План самообразования учителя-логопеда до 5 лет В случае прохождения аттестации на присвоение квалификациооной категории