Получи документы

Основные типы сказок в сказкотерапии

Оксана Махота
Основные типы сказок в сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросом классификации сказок занимаются представители разных наук, поэтому единой общепризнанной типологии сказок не существует и ни одна из классификаций не является исчерпывающей. Наиболее широко используемой в отечественной сказкотерапии является типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Публикация «Основные типы сказок в сказкотерапии» размещена в разделах

Согласно этой типологии основой всех сказок, используемых и создаваемых в процессе сказкотерапии, являются художественные сказки, которые делятся на народные сказки и авторские истории. И те, и другие могут быть и психокоррекционными, и психотерапевтическими, и дидактическими, и медитативными. И. В. Вачков предложил еще один вид сказок – психологические сказки.

Перечислим основные виды сказок.

Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем. Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для маленьких детей в большинстве своем обходят острые проблемы.

Выделяют несколько видов народных сказок.

Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.

Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки).

Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки-страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет).

Волшебные сказки. Эти сказки – кладезь жизненной мудрости, через них в бессознательное поступает информация о духовном развитии человека, возможности изменений, превращений. Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей старше 5 лет.

Каждый знает или хотя бы чувствует, что большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Аленушку или Мальчика-с-пальчика, молодильные яблоки – на волшебную дудочку или сапоги-скороходы – структура сказки, ее сюжет и окончание от этого не изменятся. Наиболее удачное исследование структуры волшебной сказки принадлежит русскому лингвисту Владимиру Яковлевичу Проппу. В качестве основания морфологии «волшебной» сказки он ввел понятие функции. Функция – это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. В результате исследований 100 русских сказок из сборника Афанасьева В. Я. Пропп пришел к выводу, что волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из семи героев: царевна – искомый персонаж, отправитель, герой, даритель, помощник антагонист, ложный герой, а сюжет содержит в себе функцию в строго определенной последовательности. Причем эта структура относится и ко многим сказкам о животных, бытовым сказкам.

Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют личностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий.

Например, «Русалочка» Х. К. Андерсена может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Но это не так, просто данные сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя.

Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости.

Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, ноты, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний, умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т. д.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм создания дидактической сказки :

1. Введение в сказочную страну, где живет символ, рассказ о жизни, нравах, привычках в этой стране.

2. Разрушение благополучия. Разрушителями могут быть злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

3. Обращение к ребенку. Только он, выполнив задание, может все спасти.

Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение и установки ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективной модели поведения на более продуктивную и объяснение смысла происходящего. Такие сказки эффективны до 11–13 лет. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм создания психокоррекционной сказки :

1) подобрать героя, близкого по полу, возрасту и характеру ребенка;

2) потом описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы клиент нашел сходство со своей жизнью;

3) затем поместить героя в проблемную ситуацию ребенка и приписать ему реальные переживания ребенка;

4) далее герой начинает искать выход из создавшегося положения или ситуация углубляется и приводится к логическому негативному концу, что тоже подталкивает героя к изменениям. Важно, что психолог может показать ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т. п.

Сказка только тогда становится психокоррекционной, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Поэтому психологи рекомендуют для детей 3–4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, солдат и пр. При работе с детьми 5–6 лет лучше

всего опираться на волшебные сказки. В подростковом возрасте

могут быть интересны сказки-притчи.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении. Д. Ю. Соколов считает, что сочиненная сказка может предложить три решения проблемы клиента:

1) «правильное», т. е. всеобщее, культурально принятое (наименее эффективное);

2) решение самого терапевта, т. е. способ, который он сам использовал в жизни (по сути – это замаскированный совет);

3) собственное, личное решение клиента (самое ценное, но и самое трудное).

Психотерапевтическая сказка. Сказка, врачующая душу; раскрывающая глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки всегда глубоки и проникновенны, не всегда имеют отчетливый конец и часто оставляют человека с вопросом, что как раз и стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви, жизненному пути. Эти сказки могут помочь там, где другие психологические техники бессильны, где требуется психологическая поддержка и избавление от страданий, связанных с психотравмой.

Медитативные сказки. Создаются для снятия психоэмоционального напряжения, накопления положительного образного опыта, создания насыщенного положительного эмоционального состояния. Их отличительная особенность – отсутствие четкого сюжета, строгого начала, понятного конца, конфликтов, злых героев. В сказкотерапии выделяются три типа медитативных сказок :

1) направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас»;

2) отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человека и окружающим миром и т. д. ;

3) направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации.

Главное назначение таких сказок – сообщение бессознательному человека позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Часто медитативные сказки используются психологами до или после психологической работы. Для такой сказки должна быть комфортная обстановка в помещении, чтобы человек мог расслабиться. Лучше рассказывать медитативную сказку под спокойную музыку.

Психологическая сказка. Это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Такие сказки знакомят детей с основными психологическими понятиями и могут использоваться в преподавании психологии.

Публикации по теме:

«Остров одиночества» — история для сказкотерапии Описание: Материал для занятий психолога с использованием приемов сказкотерапии и игротерапии. Сказка начинается взрослым, а продолжается.

Детский мастер-класс с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МAAMДетский мастер-класс с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МAAM Детский мастер - класс "Открытка с сюрпризом" с элементами сказкотерапии ко Дню цыплят на МААМ. Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог.

Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок»Фотоотчёт «Рисуем кошечку в День сказок В. Сутеева в рамках недели сказок» Прочитали сказки В. Сутеева "Палочка-выручалочка", "Под грибом", "Кто сказал "Мяу?". Детям очень понравилась сказка "Кто сказал "Мяу?" и.

Конспект занятия на тему «Страх» с элементами сказкотерапии Тема «Страх» Цели. 1. Познакомить детей с эмоцией испуг. 2. Изучать выражения эмоциональных состояний в мимике. 3. Развивать умение справляться.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Лэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детейЛэпбук «Сказки». Интерактивная папка по сказкотерапии для детей Сказка - благодатный И ничем не заменимый Источник воспитания Любви к Родине. В. А. Сухомлинский В этом году моя тема по самообразованию.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие»Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие» Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Сказочное путешествие». Цель: проверить прочность усвоения детьми.

Занятие с элементами сказкотерапии «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического климата среди дошкольников; - обучение пониманию собственного настроения; - развитие чувства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные типы сказок в сказкотерапии
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 17:56
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные типы сказок в сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махота (УИ 869888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД