Оксана Махота
Основные типы сказок в сказкотерапии
▼ Скачать
Вопросом классификации сказок занимаются представители разных наук, поэтому единой общепризнанной типологии сказок не существует и ни одна из классификаций не является исчерпывающей. Наиболее широко используемой в отечественной сказкотерапии является типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Публикация «Основные типы сказок в сказкотерапии» размещена в разделах
Согласно этой типологии основой всех сказок, используемых и создаваемых в процессе сказкотерапии, являются художественные сказки, которые делятся на народные сказки и авторские истории. И те, и другие могут быть и психокоррекционными, и психотерапевтическими, и дидактическими, и медитативными. И. В. Вачков предложил еще один вид сказок – психологические сказки.
Перечислим основные виды сказок.
Народные сказки. Датский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм, работая с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении, пришел к выводу, что только народная сказка задевает все стороны личности ребенка, способствует повышению его уверенности в себе и своем будущем. Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, поэтому в них растения, животные, вещи, явления природы, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Они заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем. Современные истории для маленьких детей в большинстве своем обходят острые проблемы.
Выделяют несколько видов народных сказок.
Сказки о животных. Чаще всего применяются в сказкотерапевтической работе с детьми до 5 лет. Мышлению детей этого возраста присущ анимализм, поэтому они лучше воспринимают жизненный опыт, идентифицируя себя с животными.
Бытовые сказки. Очень полезны в семейном консультировании и в работе с подростками, так как формируют образ семейных отношений. Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтов, формируют здравый смысл и здоровый юмор по отношению к жизненным невзгодам, раскрывают маленькие семейные хитрости (особенно восточные сказки).
Страшные сказки. Это сказки про нечистую силу и сказки-страшилки в современной детской субкультуре. Их психотерапевтический эффект связан с опытом детской самотерапии, когда ребенок много раз моделирует и переживает тревожную ситуацию в сказке и тем самым отреагирует и снимает напряжение (актуальны с 7 лет).
Волшебные сказки. Эти сказки – кладезь жизненной мудрости, через них в бессознательное поступает информация о духовном развитии человека, возможности изменений, превращений. Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей старше 5 лет.
Каждый знает или хотя бы чувствует, что большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. В сказке легко заменить Ивана-царевича на Аленушку или Мальчика-с-пальчика, молодильные яблоки – на волшебную дудочку или сапоги-скороходы – структура сказки, ее сюжет и окончание от этого не изменятся. Наиболее удачное исследование структуры волшебной сказки принадлежит русскому лингвисту Владимиру Яковлевичу Проппу. В качестве основания морфологии «волшебной» сказки он ввел понятие функции. Функция – это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. В результате исследований 100 русских сказок из сборника Афанасьева В. Я. Пропп пришел к выводу, что волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из семи героев: царевна – искомый персонаж, отправитель, герой, даритель, помощник антагонист, ложный герой, а сюжет содержит в себе функцию в строго определенной последовательности. Причем эта структура относится и ко многим сказкам о животных, бытовым сказкам.
Авторские художественные сказки. Эти сказки более трепетные, образные, чувственные, чем народные, они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации. Считается, что в авторских сказках присутствуют личностные проекции автора, его внутренние конфликты и собственные, не всегда оптимальные пути их решения, а некоторые авторские сказки даже формируют негативный жизненный сценарий.
Например, «Русалочка» Х. К. Андерсена может формировать комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Но это не так, просто данные сказки бывают недостаточно осмысленны, автор не виноват в неприятных переживаниях и несложившейся жизни читателя.
Читатель выбирает из сказки то, что ему близко в данный момент, например, чувство одиночества и покинутости.
Дидактические сказки. Это сказки, в которых передаются новые знания, умения, навыки. Такие сказки часто используются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, ноты, арифметические действия) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
Психологи также используют этот тип сказок в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих и сказкотерапевтических занятиях. Например, можно показать необходимость, смысл, важность каких-то знаний, умений и навыков: необходимость быть вежливыми или убирать игрушки на место и т. д.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм создания дидактической сказки :
1. Введение в сказочную страну, где живет символ, рассказ о жизни, нравах, привычках в этой стране.
2. Разрушение благополучия. Разрушителями могут быть злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.
3. Обращение к ребенку. Только он, выполнив задание, может все спасти.
Психокоррекционные сказки. Создаются для мягкого влияния на поведение и установки ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективной модели поведения на более продуктивную и объяснение смысла происходящего. Такие сказки эффективны до 11–13 лет. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает следующий алгоритм создания психокоррекционной сказки :
1) подобрать героя, близкого по полу, возрасту и характеру ребенка;
2) потом описывать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы клиент нашел сходство со своей жизнью;
3) затем поместить героя в проблемную ситуацию ребенка и приписать ему реальные переживания ребенка;
4) далее герой начинает искать выход из создавшегося положения или ситуация углубляется и приводится к логическому негативному концу, что тоже подталкивает героя к изменениям. Важно, что психолог может показать ситуацию с разных сторон, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
При этом важно понимать причину деструктивного поведения ребенка. Например, если он желает привлечь к себе внимание, то в сказке должны содержаться модели положительных способов привлечения внимания. Если ребенок стремится к власти над взрослыми, сверстниками, то в сказке нужно предложить позитивную модель лидера, который прежде всего заботится о своих друзьях и т. п.
Сказка только тогда становится психокоррекционной, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение. Поэтому психологи рекомендуют для детей 3–4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, солдат и пр. При работе с детьми 5–6 лет лучше
всего опираться на волшебные сказки. В подростковом возрасте
могут быть интересны сказки-притчи.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, можно обсудить, если он этого хочет. В любом случае, независимо от его реакции сказка все равно оставит след в душе ребенка и через некоторое время проявится в поведении. Д. Ю. Соколов считает, что сочиненная сказка может предложить три решения проблемы клиента:
1) «правильное», т. е. всеобщее, культурально принятое (наименее эффективное);
2) решение самого терапевта, т. е. способ, который он сам использовал в жизни (по сути – это замаскированный совет);
3) собственное, личное решение клиента (самое ценное, но и самое трудное).
Психотерапевтическая сказка. Сказка, врачующая душу; раскрывающая глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки всегда глубоки и проникновенны, не всегда имеют отчетливый конец и часто оставляют человека с вопросом, что как раз и стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, любви, жизненному пути. Эти сказки могут помочь там, где другие психологические техники бессильны, где требуется психологическая поддержка и избавление от страданий, связанных с психотравмой.
Медитативные сказки. Создаются для снятия психоэмоционального напряжения, накопления положительного образного опыта, создания насыщенного положительного эмоционального состояния. Их отличительная особенность – отсутствие четкого сюжета, строгого начала, понятного конца, конфликтов, злых героев. В сказкотерапии выделяются три типа медитативных сказок :
1) направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас»;
2) отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человека и окружающим миром и т. д. ;
3) направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и самореализации.
Главное назначение таких сказок – сообщение бессознательному человека позитивных моделей взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Часто медитативные сказки используются психологами до или после психологической работы. Для такой сказки должна быть комфортная обстановка в помещении, чтобы человек мог расслабиться. Лучше рассказывать медитативную сказку под спокойную музыку.
Психологическая сказка. Это содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире человека. Такие сказки знакомят детей с основными психологическими понятиями и могут использоваться в преподавании психологии.