МААМ-картинки

НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка с Лунтиком»

Елена Николаева
НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка с Лунтиком»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема НОД: Прогулка с Лунтиком.

Цель НОД: ознакомление детей с понятием «звук».

Задачи НОД:

-развивать слуховое внимание;

-учить детей интонационно выделять заданный звук в слове;

-закреплять умение сравнивать слова по звучанию, подбирать «слова-друзья» к заданному слову;

-закреплять умение различать слова по протяжённости, закреплять понятия длинные и короткие слова;

-развивать произвольные движения пальцев рук.

Тип НОД: комбинированный

Публикация «НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста „Прогулка с Лунтиком“» размещена в разделах

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерная презентация, фигурки героев (из картона) – Пчелёнок, Вупсень, Пупсень, Лунтик, корзинка, ведро (Приложение 5) и вырезанные из картона пирожки с нарисованными на них предметами (помидор, светофор, кузнечик, огуречик, картина, корзина, котёнок, зайчонок, домик, гномик, подушка, лягушка, и капельки с нарисованными предметами (жук, жираф, ножик, жёлудь, флажок, утюжок, пирожок, мороженое, рисунок-задание «рыбка» – на каждого ребёнка (Приложение 2, ткань голубого цвета – 1.5х1.5.

Конспект НОД.

Цель воспитателя: активизация внимания детей, создание мотивации для дальнейшего усвоения материала.

Презентация. Слайд 1.

Включает монитор и привлекает внимание играющих детей к экрану и сообщает детям, что в гости пришёл Лунтик (из мультфильма «Лунтик») и предлагает с ним поиграть.

Цель воспитателя: активизация аудиального и визуального каналов восприятия с целью развития слухового внимания.

Слайд 2-8.

-На берегу реки, где любит гулять Лунтик, есть много разноцветных камешков (пиктограммы) со звуковыми секретами. Какой камешек сейчас грустный, тот и играет с нами. Вы внимательно слушайте, какие звуки в этом камешке спрятались. Если правильно угадаете звуковую загадку, то камешек нам улыбнётся.

Поочерёдно нажимает мышкой на пиктограммы :

-Попробуйте догадаться, какие звуки вы слышите, о чём рассказывают звуки?

(1- звук «льётся вода», 2-звук «скрип двери», 3 – звук «мелом пишут по доске», 4 – звук «свисток», 5 – звук «плач»).

Обращает внимание детей на то, что вокруг нас много звуков и все они разные.

После нажатия на последнюю пиктограмму и того, как дети угадали, что слышат звуки плача, уточняет:

-Кто это может плакать? Что могло случиться?

Мотивация к общей игре. Фронтальная игровая деятельность

Цель воспитателя: формирование у детей умения различать слова по протяжённости, закрепление понятий длинные и короткие слова.

Игра «Собери гусеницу». Слайд 9-15.

-Это плачет гусеничка. У неё беда: она так быстро ползла, что запнулась о камешек и рассыпалась. Давайте соберем гусеницу!

-Вы видите зелёные кружочки с предметами. Кружок вернется к гусенице только, если вы правильно выполните задание: надо назвать предмет на кружке словом и определить короткое оно или нет. Если слово короткое, то кружок вернется к гусенице.

Во время игры предлагает детям определить протяжённость слов с помощью прохлопывания, простукивания или протопывания слов. При необходимости просит детей помочь друг другу. Индивидуальная работа.

Во время игры на слайдах включаются анимационные эффекты и, при правильном выполнении задания, звучит колокольчик.

Гусеница и Лунтик (воспитатель) благодарят детей за помощь.

Мотивация к физкультминутке. Физкультминутка (Приложение 1).

Цель воспитателя: профилактика утомления, нарушений осанки и зрения у детей. Психоэмоциональная разрядка.

Слайд 16.

-Лунтику понравилось с вами играть и он приглашает всех на прогулку. Хотите погулять с Лунтиком?.

Предлагает детям пройти на ковёр и встать около голубой ткани, сложенной в форме тучи.

-Что же это? (Туча.) Кажется начинается дождик.

Дождик песенку поёт – кап-кап-кап.

Только кто её поймёт – кап-кап-кап.

Ни поймём ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И деревья, и трава, и зелёная листва.

Мотивация к игровой деятельности. Д/И «Поймай капельки» (Приложение 4).

Цель воспитателя: закрепление с детьми понятия «звук» и совершенствование умения интонационно выделять заданный звук в слове.

Поднимает голубую ткань и привлекает внимание детей к разложенным капелькам с нарисованными на них предметами и Пчелёнку с ведёрком (фигурка из картона) :

-Смотрите, сколько капелек осталось после дождя… А кто же их собирает? (Пчелёнок) Какую интересную песенку он поёт (Ж-Ж-Ж). Пропойте её(Ж-Ж-Ж). Когда мы поём песенку Пчелёнка, то произносим звук [Ж].

Имитирует рукой, как летит Пчелёнок, сопровождая полёт жужжанием.

-Пчелёнок устал и сел отдохнуть на листочек (ладошку). Отдохнул и полетел дальше…

Имитирует вместе с детьми полёт Пчелёнка, произнося звук [Ж] сначала громко, потом всё тише и тише.

-Капелек здесь так много, что одному Пчелёнку не справиться. Обращает внимание детей на то, что капельки не простые, а с секретами – на каждой нарисован какой-либо предмет.

- Давайте поможем Пчелёнку и соберём капельки вместе. Будем собирать только те капельки с предметами, в названии которых есть песенка Пчелёнка – звук [Ж].

Воспитатель даё т образец выполнения задания: выбирает капельку, называет предмет, изображённый на ней, выделяет интонационно звук [Ж] и кладёт её в ведёрко к Пчелёнку,

Индивидуальная работа.

-Молодцы! Вокруг стало светло и чисто. Спасибо, что помогли Пчелёнку.

Мотивация к игровой деятельности. Д/И «Сложи пирожки парами» (Приложение 3).

Цель воспитателя: закрепление у детей умения сравнивать слова по звучанию, подбирая «слова-друзья» (рифма) к заданному слову.

Дети проходят к столу, где разложены пирожки, а также вырезанные из картона Вупсень и Пупсень (герои из этого же мультфильма, корзинка.

-Вы узнаёте, кто это? (Вупсень и Пупсень). Они снова ссорятся. Баба Капа угостила их пирожками, которые они решили сразу не есть, а сложить в корзинку. Вупсень и Пупсень никак не могут договориться и сложить пирожки.

Предлагает помочь героям:

-Пирожки с необыкновенной начинкой – на каждом нарисован какой-то предмет. Надо сложить пирожки парами так, чтобы названия этих предметов были похожи по звучанию и «слова-друзья» оказались рядом.

Воспитатель предлагает одному ребенку выполнить задание в качестве образца.

Далее этот ребенок проверяет и оценивает правильность выполнения задания другими детьми

Пупсень и Вупсень (воспитатель) благодарят детей за помощь.

Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность.

Цель воспитателя: уточнить у детей уровень достижения целей и задач НОД; получение обратной связи.

-Вот какие мы молодцы, сколько добрых дел сделали. Вам понравилась сегодняшняя прогулка с Лунтиком?

-Что было особенно интересно?

-Чему мы сегодня учились?

-Что нового узнали?

-Лунтику очень интересно было с нами, а за то, что вы сумели помочь его друзьям, он хочет сделать нам подарок. Лунтик нарисовал для каждого из вас рыбку (Приложение 2). Только раскрасить её не успел. Возьмите эти рисунки домой и раскрасьте их. И когда мы снова встретимся с Лунтиком, то покажем, какие яркие рисунки у вас получатся. А теперь попрощаемся с Лунтиком и его друзьями, но если вы захотите, то они обязательно ещё сюда вернутся.

Использованные ресурсы:

1. Картинки для презентации: https://images.yandex.ru/

2. Стихи Бориса Заходера «Песенка дождя» https://www.bards.ru

Приложение 1

Песенка дождя. Борис Заходер

Дождик песенку поёт – кап-кап-кап.

(И. п. – основная стойка, руки, согнутые в локтях, выставлены вперёд ладонями вверх. Выполняем движения рук вверх-вниз, как бы «ловим» ладонями капельки.)

Только кто её поймёт – кап-кап-кап.

(И. п. – основная стойка, руки вдоль туловища. Выполняем движение плечами вверх-вниз.)

Ни поймём ни я, ни ты,

(И. п. – основная стойка, руки на поясе. Выполняем повороты головы влево-вправо.)

Но зато поймут цветы,

(И. п. – основная стойка, руки сложить перед собой в виде цветочного бутона.)

И деревья,

(И. п. – основная стойка, руки понять вверх.)

И трава,

(Присесть на корточки, руками дотронуться до пола.)

И зелёная листва.

(И. п. – основная стойка, руки понять вверх. Качаем вытянутыми руками влево-вправо.)

Приложение 3

Авторская дидактическая игра

«Сложи пирожки парами» или «Дружок, съешь пирожок»

Цели игры: закрепление умения сравнивать слова по звучанию, подбирая «слова-друзья» к заданному слову; развитие речи и слухового внимания.

Материал для игры: изготовленные из цветного картона карточки-пирожки с изображением предметов, названия которых сходны и различны по звучанию, корзинка.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает историю о том, что Вупсень и Пупсень снова ссорятся. Баба Капа угостила их пирожками, которые они решили сразу не есть, а сложить в корзинку. Вупсень и Пупсень никак не могут договориться и сложить пирожки. Предлагает детям помочь героям:

-Пирожки с необыкновенной начинкой – на каждом нарисован какой-то предмет. Надо сложить пирожки парами так, чтобы названия этих предметов были похожи по звучанию и «слова-друзья» оказались рядом.

Дети слушают, выбирают пирожок с картинкой, называют её словом, подбирают к нему другое в соответствии с прозвучавшим заданием и кладут два выбранных пирожка на корзинку. Выполняют задание поочерёдно.

Когда все пирожки сложены, Пупсень и Вупсень (воспитатель) благодарят детей за помощь.

Примечание:

Для игры на данном занятии использовались пирожки со следующими предметами: помидор, светофор, кузнечик, огуречик, картина, корзина, котёнок, зайчонок, домик, гномик, подушка, лягушка.

На других занятиях или в индивидуальной работе можно использовать пирожки с другими предметами, названия которых похожи по звучанию.

Приложение 4

Дидактическая игра

«Поймай капельки»

Цели игры: развитие фонематического слуха, подбирать слова с заданным звуком, выделяя его голосом и определяя местоположение звука в слове, закрепить знания о гласных и согласных звуках.

Материал для игры: вёдра, сделанные из картона, карточки-капельки с изображёнными на них предметами, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям помочь Пчелё нку собрать капельки после дождя:

- Давайте поможем Пчелёнку и соберём капельки вместе… Будем собирать только те капельки с предметами, в названии которых есть песенка Пчелёнка – звук [Ж].

Воспитатель даё т образец выполнения задания: выбирает капельку, называет предмет, изображённый на ней, выделяет интонационно звук [Ж] и кладёт её в ведёрко к Пчелёнку,

Дети выбирают любую капельку и выполняют задание по образцу. Когда капельки сложены, воспитатель от имени Пчелё нка благодарит детей:

-Молодцы! Вокруг стало светло и чисто. Спасибо, что помогли Пчелёнку.

Примечание: Для игры на данном занятии использовались карточки-капельки с нарисованными на них предметами, в названии которых есть звук [Ж] - жук, жираф, ножик, жёлудь, флажок, утюжок, пирожок, мороженое. Кроме того, на данном занятии перед детьми ставится цель только выбрать слова с заданным звуком, выделяя его голосом.

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Логопедическое пособие «Звуковой сад» Логопедическое пособие «Звуковой сад» на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего возраста. Формировать умения подбирать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка с Лунтиком»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 16:51
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по обучению грамоте с детьми среднего дошкольного возраста «Прогулка с Лунтиком»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД