Наталья Федотова
Буклет по подготовке к Обучению грамоте детей дошкольного возраста (5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте :
- сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих[С,СЬ,З,ЗЬ,Ц], шипящих [Ш,Щ,Ч,Щ], соноров [Л,ЛЬ,Р,РЬ]);
- сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка[С-Ш], [З-Ж], [Л-Р];
Публикация «Буклет по подготовке к Обучению грамоте детей дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слога, слова, предложения.
Условные обозначения:
гласный звук (красный квадрат)
согласный твердый звук (синий квадрат)
согласный мягкий звук (зеленый квадрат)
согласный твердый звонкий
согласный мягкий звонкий
Звуковая схема слова
слог (желтым цветом)
слоговая схема слова
схемы предложений
Игры – звуки
Игра «Поймай звук»
Взрослый говорит сначала звуки (а, у, м, а, слоги (ам, ут, та, слова (альбом, стол, кукла) ребенок должен хлопнуть или подпрыгнуть т. е. поймать звук А.
Игра «Определи первый звук в слове»
Взрослый говорит слова или показывает картинки, выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука
- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);
- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).
Игра «Определи последний звук в слове»
Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком
- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);
- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).
Игра «Определи позицию звука в слове»
Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.
Игра «Цепочка слов»
Взрослый или ребенок начинает игру с любого слова. Следующий игрок должен придумать слова на последний звук предыдущего слова. Мама - альбом-машина…
Игра «Собери бусы» (квадраты)
У ребенка «бусины» (квадраты) красного и синего цвета, предлагается определить гласный или твердый согласный звук прозвучал и обозначить его соответствующим цветом. Звуки: «а», «в», «у»…
Игра «Звуковой мячик
Взрослый называет твёрдый согласный звук, а ребенок назовёт его мягкий вариант, т. е. найдёте пару (наоборот).
Звуковой анализ слов
- Совместный звуковой анализ слова «лук»;
- Самостоятельное выполнение звукового анализа слов. Можно с буквами и звуками или только звуки.
Подбери слова по схеме
Ребенку предлагается схема звукового анализа слова, необходимо выбрать слово, которое соответствует данной схеме; придумать слово, соответствующее данной схеме.
Игры - Слоги и слова.
Деление слов на слоги. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.
Игра «Посели слово в домик»
У ребенка картинка предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие домики. Одноэтажный дом – один слог, двухэтажный – два слога…
Игра «Подбери слово»
Ребенку предлагаются домики: одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный, четырехэтажный. Нужно найти соответствующее слово или картинку.
Игра «Назови живые слова»
Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос кто? (одушевленные существительные)
Игра «Назови неживые слова»
Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос что? (неодушевленные существительные)
Игра «Назови слова действия»
Ребенок называет слова которые отвечают: на вопрос что делать? (глаголы)
Предложение.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов.
Составление предложений по графической схеме (индивидуально)
Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Составление графической схемы предложения
Составила: учитель-логопед: Федотова НИ