Папки-передвижки

Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта

Елена ДМИТРИЕВА
Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

. Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта

Традиционно в специальной педагогике и специальной психологии существует два основных направления осуществления коррекционного воздействия. Одно из них реализуется в области коррекции высших психических функций. Другое направление работы базируется на признании значимости коррекционного влияния на ведущую и типичные виды деятельности ребёнка. Первый подход можно обозначить как психологический, второй - педагогический.

Публикация «Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе следующих учреждений: специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых); группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

Одна из наиболее новых форм помощи детям - группы кратковременного пребывания. При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимодействия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка довольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выраженности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержанием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитанника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

Из вышесказанного становится ясно, что изучение ребенка является важнейшей задачей, поскольку составляет практическую основу для разработки индивидуальной коррекционной программы развития.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления : во-первых, организационные формы помощи родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-рекомендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности [19].

Вся воспитательно - образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.

При организации коррекционно - воспитательной работы с умственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором каждый ребёнок чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя -дефектолога. Педагоги группы должны работать в тесном контакте, стремиться к тому, чтоб иметь единый подход к воспитанию каждого ребёнка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе, необходимо специально уделять этому серьё зное внимание:

· Совместно изучать содержание программы обучения и воспитания в специализированном дошкольном учреждении. Совместно составлять перспективный план работы.

· Проводить совместное изучение детей.

· Вместе проводить подготовку ко всем детским праздникам и развлечениям и участвовать в их проведении.

· Проводить работу с родителями.

Работа педагога с ребёнком дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью проводится по следующим направлениям :

1. Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребёнка с близкими взрослыми (устанавливают эмоциональный контакт педагога с ребёнком как основу его сотрудничества со взрослым (вызывают у него эмоциональный отклик на присутствие взрослого; формируют потребность в общении со взрослым и др.)

2. Формирование образа «Я» («Я сам») (у ребё нка формируют представления о себе: о своём имени, фамилии и своей внешности; представления о схеме своего тела).

3. Формирование представлений об окружающих людях («Я и другие люди») (ребёнка учат выделять близких взрослых, обращать внимание на других взрослых и сверстников, формируют положительные навыки взаимодействия с ними в процессе совместной продуктивной деятельности).

4. Формирование представлений об окружающем предметном мире и адекватных способах действия в нём («Я и окружающий мир») ( у малыша формируют адекватное восприятие окружающих предметов и явлений: знакомят с предметами, их словесным обозначением; с их свойствами и назначением; учат способам действия с предметами путём совместных действий и др.);

5. Формирование способов усвоения общественного опыта (у ребёнка формируют совместные действия; жесты, подражательные способности; умение выполнять действие по речевой инструкции).

6. Формирование навыков социального поведения (регулируют и организовывают поведение ребёнка в соответствии принятыми правилами и нормами через формирование интереса к совместным действиям с близким и незнакомым взрослым (педагогом, затем сверстником; учат следовать речевой инструкции).

7. Формирование навыков самообслуживания и гигиены, бытовых навыков (формируют ориентировку ребёнка в окружающем пространстве путём обучения его навыкам опрятности и гигиены, самостоятельности в еде; навыкам использования предметов и приборов в быту).

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Корекционно - развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Она состоит из пояснительной записки и 6 разделов:

1. Раздел «Здоровье». Рассматривает условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребёнка. Здесь же перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми приёмами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.

2. Раздел «Социальное развитие» охватывает блоки психолого-педагогической работы, описанной на стр. 13. Социальное развитие проблемного ребёнка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

3. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие» совершенствует функции формирующегося организма ребёнка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, тонкую ручную моторику и развитие зрительно-двигательной координации.

4. Раздел «Познавательное развитие» включает в себя: развитие внимания; тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации; сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности; развитие различных видов памяти; формирование мыслительной деятельности; ознакомление с окружающим; формирование элементарных математических представлений; развитие основных компонентов речевой деятельности; подготовка к обучению грамоте.

5. Раздел «Формирование деятельности». Этот раздел представлен следующими блоками: формирование у детей предметной деятельности; Формирование у детей игровой деятельности, обучение детей продуктивным видам деятельности, обучение детей элементарной трудовой деятельности.

6. Раздел «Эстетическое развитие» включает в себя следующие виды эстетического воспитания: музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность.

Публикации по теме:

Основные направления парциальных программ по физическому развитию детей дошкольного возраста Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Часть 1. Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта Ритуал приветствия Приветствие сопровождается.

Фрагмент игры на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта с обоснованием выбора Ритуал приветствия Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу: -Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Консультация «Основные направления коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с дизартрией» Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, мы должны учитывать анализ результатов первичного обследования, сохранных.

Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к ДОУ Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного.

Основные изъяны организации педагогического процесса в современном детском саду Первый - господство учебно-дисциплинарной модели воспитания,распространяющиеся не только на учебную часть занятий с детьми,но и на всю повседневную.

Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Выстпление на МО Бутенко.

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области.

Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта 1.2 Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают.

Специфика музыки и ее возможности в эстетическом воспитании детей с нарушениями интеллекта Музыка в школе – одно из средств эстетического воспитания и образования учащихся, с помощью которого формируются и развиваются музыкальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 14 октября 2019 в 21:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные направления коррекционно-педагогического процесса, осуществляемого в ДОО для детей с нарушениями интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Елена ДМИТРИЕВА (УИ 1156913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД