Елена Барышева
Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Особенности эстетического воспитания детей с нарушениями интеллекта
Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.
Темочки:
В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятия. А также представлений, суждений, понятий, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Эстетическое воспитание детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от обычного и имеет свои особенности. Это связано, прежде всего, с тем, что дети с выраженными интеллектуальными нарушениями испытывают затруднения в осуществлении контроля за своими эмоциональными проявлениями, их реакции отличаются несдержанностью, непосредственностью. Эта особенность благоприятствует отражению отрицательных эмоций и снижает возможность невротизации личности, с одной стороны, а с другой – подобное неумение контролировать свои эмоциональные проявления затрудняет адаптацию ребенка в социуме. Кроме особенностей аффективно-эмоционального и волевого компонентов, в структуре личности умственно отсталого ребенка отмечается недоразвитие потребностно-мотивационной сферы. Для умственно отсталого ребенка на первый план выступают его личные потребности, причем он не оценивает их социальную значимость. Таким образом, мотивация деятельности носит эгоцентрический, а не общественно значимый характер.
Недоразвитие зрительных, слуховых, двигательных и других восприятий затрудняет накопление сенсорного опыта, а выраженные недостатки памяти, мышление затрудняет познание окружающего мира в многообразии его связей и отношений.
Согласно исследованиям И. М. Соловьева, К. И. Вересотской, Е. М. Кудрявцевой, Н. М. Стадненко, отмечается значительное своеобразие восприятия умственно отсталых школьников. Оно характеризуется, в частности, замедленным темпом. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся вспомогательной школы узнают не сразу.
Замедленная восприимчивость таких детей сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Об этом говорит тот факт, что на одном и то же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормальные дети, т. е. участок окружающего пространства, включающий многие предметы, умственно отсталыми детьми воспринимается как сравнительно пустой. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если нормальный ребенок, обозревая происходящее, сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в окружающем, то ребенок с нарушениями интеллекта долго не может уловить смысл происходящего и зачастую оказывается дезориентированным.
Недостаточная дифференцированность и, как следствие, пониженная активность этого психического процесса выражается в том, что глядя на какой-либо объект, такие дети не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает значительный отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений.
Учащиеся с нарушением интеллекта весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации). Так, например, учащиеся младших классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает другой, слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто допускают ошибки при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображенного.
Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к некоторым видам искусства, например, к оперным спектаклям и музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, состояние раздумья. Иногда можно наблюдать у детей реакции, абсолютно неадекватные, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости.
Существенным препятствием в развитии творческих и художественных навыков учащихся с нарушением интеллекта является характерное для многих из них (особенно в младших классах) отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом.
Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающими возможностями, эстетические средства воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
Таким образом, эстетическое воспитание в коррекционной школе является неотъемлемой частью единого коррекционно - воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в развитии художественно – эстетического восприятия мира.
Работа педагога вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Формирование у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью эстетических чувств, знаний и представлений осуществляется комплексно в несколько взаимосвязанных направлениях - это экскурсии, прогулки, беседы, праздники, занятия ручным трудом, театрализованные представления, концерты, работа в кружке по художественно-эстетическому воспитанию.
Одно из таких направлений - это развитие у детей индивидуально – художественной деятельности: пения, декламации, танца.
Особое значение приобретают внеклассные занятия, которые дают возможность воспитателю более широко использовать богатый арсенал различных жанров искусства в работе с детьми. В коррекционной работе с учащимися специальных учреждений особое значение уделяется тем видам деятельности, которые вызывая положительные эмоции, способствуют развитию интеллектуальных возможностей, коррекции эмоционально – волевой сферы.
Эстетические возможности играют большую роль в плане развития эмоциональной отзывчивости, культуры чувств детей.
Уроки ручного труда, рисования, пения, физкультуры являются основой знаний о «прекрасном».
Но особое значение приобретают внеклассные занятия, в том числе кружковая работа. Ребёнок подражателен. Поэтому нужно давать только положительные примеры для подражания.