Получи документы

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста

Светлана Осадчая
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа (Программа) муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска муниципального образования Ейский район (ДОУ) спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона. Кроме того в Программе учтены концептуальные положения используемой в ДОУ Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева в соответствии с ФГОС.

Публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста» размещена в разделах

Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослыми. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М. И. Лисиной.

Образовательная программа МДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие детей в возрасте с 1 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям : социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева в соответствии с ФГОС и парциальными программами дошкольного образования следующей направленности:

художественно-эстетическое развитие: программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Новосельцева,

И. Каплунова (музыкальная деятельность); «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Колдина Д. Н. (изобразительная деятельность).

Физическое развитие: программа «Кроха» под редакцией Г. Г. Григорьевой (раздел «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» автор Кочетова Н. П.).

В качестве основополагающих документов при разработке настоящей основной образовательной программы дошкольного образования (ООП) рассматривались следующие нормативно-правовые документы:

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012 г.

№ 273- ФЗ,

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

1.1.1 Цель и задачи обязательной части

Цель программы — создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи развития и воспитания детей по программе «Детство» :

• укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

• целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

• обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

• развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

• пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

• органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

• приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

• приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Цель и задачи части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Целью образовательной Программы части формируемой участниками МДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска является развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Исходными теоретическими позициями программы является концепция генезиса общения ребенка М. И. Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского, теория ведущей деятельности А. Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д. Б. Эльконина. В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение с взрослым и ведущая предметная деятельность. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка с взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в Программе ставятся следующие педагогические задачи:

• Создание условий для благоприятной адаптации ребенка к ДОУ;

Формирование элементарных представлений: о себе, своем имени, внешнем виде; своей принадлежности; о близких людях; о ближайшем предметном окружении;

Формирование первичного опыта социальной жизни: о том, что можно делать, а чего нельзя; учить здороваться, благодарить; поддерживать проявления первых самостоятельных желаний;

• Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей;

• Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения с взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения;

• Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении с взрослым;

• Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников;

• Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие;

• Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы, сформированные на основе особенностей программы «Детство» :

1. Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьёй.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования.

9. Принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Программа строится на основе следующих подходах :

1. Личностно-ориентированный подход:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

• психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

• развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельный подход:

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

Принципы и подходы формирования Программы, формируемой участниками образовательных отношений

1. Принцип развития – один из главных принципов, на которых базируется данная программа. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.

2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей.

3. Принцип деятельности. В соответствии с этим содержание программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные с взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры с взрослыми и сверстниками.

4. Опора на игровые методы – один из важных принципов программы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности дошкольного учреждения на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

II. Содержательный раздел

2.1. Общие положения

В содержательном разделе представлены значимые для разработки программы характеристики :

- количество групп (общеразвивающей направленности, группы семейного воспитания);

- характеристики особенностей контингента воспитанников (количество детей, мальчиков/девочек);

- группы здоровья;

- характеристика состава семей, особенностей профессиональной деятельности родителей воспитанников, национальность.

Вариативные формы работы.

Вариативные формы работы

Группа семейного воспитания

В целях развития вариативных форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребёнка, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей, на базе МДОУ ДСОВ № 6 г. Ейска создана группа семейного воспитания (ГСВ).

Группа семейного воспитания являются структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного образования.

Организация педагогического процесса регламентируется режимом дня, расписанием организованной деятельности, утвержденными руководителем ДОУ и составленными в соответствии с требованиями СанПиН для ДОУ.

Группа семейного воспитания создается с целью удовлетворения потребности в услугах дошкольного образования в семьях, имеющих 3 и более детей дошкольного возраста.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка соответствует программе «Детство». В соответствии с п. 2.12 ФГОС ДО данное содержание обязательной части Программы оформлено в виде ссылки на вышеупомянутую примерную программу.

Направления развития Описание образовательных областей (направлений развития дошкольников) в соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6) Содержание работы в соответствии с программой «Детство»

Социально-коммуникативное развитие Стр. 43-47

Познавательное развитие

Стр. 47-52

Речевое развитие

Стр. 52-56

Художественно-эстетическое развитие

Стр. 56-59

Физическое развитие

Стр. 59-63

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Для маленьких детей особое значение имеет личностно-ориентированное

взаимодействие с взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, устремления. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детском учреждении или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.

Специфика взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста

2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребёнка

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует физическому, социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому развитию детей.

В детском саду имеются: комнаты для приема детей со шкафчиками для одежды, групповые помещения для игр и занятий, спальни, пищеблок, санитарные узлы, специально выделенная и огороженная территория участка для прогулок, игр и занятий на воздухе.

Помещения и участок оснащены мебелью и специальным оборудованием - игровым, учебным. Мебель и оборудование в группах расположены так, что есть достаточное пространство для свободной двигательной активности детей. Малыши имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки.

Оформление приемной и групповой комнаты пробуждает у детей познавательные интересы, эмоции и чувства. На стенах воспитатели размещают детские рисунки, на шкафчиках стоят полочки, на которых экспонируются работы взрослых и детей.

3.2.1. Оснащенность помещений ДОУ развивающей предметно-пространственной средой

3.3. Кадровые условия реализации Программы

Педагогическим и обслуживающим персоналом ДОУ укомплектовано в соответствии со штатным расписанием полностью на 100%.

Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляет 15 педагогов.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы

Материально – технические условия реализации Программы ДОО включают :

1) Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

3.5. Финансовые условия реализации Программы

3.6. Планирование образовательной деятельности

3.7. Режим дня и распорядок

Публикации по теме:

Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста 2 слайд Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушениями речи СодержаниеПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВВЕДЕНИЕ 1. Цель и задачи 2. Перечень основных нормативных документов, организации деятельности групп компенсирующей.

Основная образовательная программа ДОУ Образовательная программа дошкольного образования Кондурчинского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней.

Основная образовательная программа МБДОУ Пояснительная записка образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Белый медвежонок» Введение Программа спроектирована.

Основная образовательная программа на 2015–2016 учебный год Основная образовательная программа на 2015-2016 учебный годразработана с учетом примерных программ дошкольного образования. Она определяет.

Программа дополнительного образования по изодеятельности детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Художественный труд» Пояснительная записка. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа. Приобщение детей к работе с природными материалами,.

Программа дополнительного образования детей «Студия танца «Росинка» для старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Направленность программы «Студия танца «Росинка» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному.

Программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Познавай-ка» Авторы - составители: Беспомощнова Ирина Анатольевна, воспитатель Кругомова Татьяна Александровна, воспитатель 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.

Родительское собрание «Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова - на – Дону «Детский сад № 316» Родительское собрание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 16:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП доо) для детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Осадчая (УИ 439592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД