Наталья Резанова
Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста
2 слайд
Свое выступление хочется начать со слов Швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци: «Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»
3 слайд
Экологическое образование - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Задача экологического образования младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных. Обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни. Ведущими видами деятельности в экологическом образовании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование ими.
Публикация «Особенности экологического образования детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
4 слайд
В процессе экологического образования детей раннего возраста используются следующие методы обучения:
Наглядный метод, к нему относятся
1. Наблюдение: внимание детей раннего возраста принимают яркие подвижные объекты, поэтому лучше в этом возрасте наблюдать за животными. Можно использовать разнообразные сюрпризные игровые приемы ( например: с помощью персонажей кукольного театра). Большое значение имеют приемы обследования, которые помогают выявить сенсорные признаки
2. Рассматривание картин: помогает уточнить и конкретизировать представления детей, полученные в ходе наблюдений.
3. Демонстрация моделей: это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающих их признаки, структуру
4. Просмотр кинофильмов: позволяет расширить объем научных знаний о природе
5 слайд
Словесный метод, к нему относятся
1. Рассказ воспитателя: должен быть предельно кратким и тесно связан с жизненным опытом детей. Рассказ хорош сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять смысл рассказа
2. Использование художественной природоведческой литературы: при чтении книги детей лучше разбить на подгруппы, произведения лучше читать наизусть с использованием иллюстраций
3. Беседа: используется для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (наблюдение, экскурсия, проведение опыта)
6 слайд
Практический метод: к этому методу относятся
Несложные опыты: могут использоваться в играх, которые связаны с трудом в уголке природы. Для детей раннего и младшего возраста используется отдельные поисковые действия (опыты с предметами неживой природы, с растениями, с животными)
7 слайд
Игра, как метод экологического образования детей : используются
Дидактические игры: это игры с правилами, имеющие готовое содержание.
Дидактические предметные игры: например «Найди по листу дерево», «Принеси желтый цветок» и т. д.
Дидактические настольно-печатные игры: например: «Четыре времени года», «Подбери листок» и т. д.
Дидактические словесные игры: например: «Что это за птица», «В воде, в воздухе, на земле»
Подвижные игры:
В ясельной группе используются например игры: «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».
Строительные игры: проходят с природными материалами: песок, снег, глина, шишки и т. д.
В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Игры с природными материалами: используются песочные дворики и столы, резиновые фигурки животных, силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди и т. д.
8 слайд
Труд в природе, как метод экологического воспитания
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию
В раннем возрасте в осном используются: труд рядом (например посадка лука, крупных цветочных семян, уборка урожая, привлечение к совместной деятельности, например: поливу растений, взять готовый корм и положить в кормушку.
9 слайд
Из опыта работы по э. обр. детей раннего и млад. дошкольного возраста
10 слайд
В группе №1 в период с сентября по декабрь была проведена работа по экологическому воспитанию детей раннего возраста.
11 слайд
В группе имеется природоведческая литература, пособия, схемы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
Оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.
Организован «огород на окне», который знакомит детей с особенностями выращивания лука, воспитывает уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
В уголке природы была создана ферма с домашними животными, благодаря которой дети получают знания о домашних животных, отмечают характерные признаки животных, сравнивают и находят сходства и различия, различают животных и детенышей, развивает у детей интерес к живой природе, воспитывает у детей доброе отношение к животным, вызвает желание помогать им.
12 слайд
Создан Центр «песка и воды», играя в котором дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.
13 слайд
Прогулки также широко используются для экологического образования детей. Дети знакомятся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется такое оборудование, как песочный домик, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения. В зимнее время года была установлена кормушка в удобном для птиц и наблюдения детьми месте. Проводятся регулярные наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
Были проведены тематические недели на темы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние и дикие животные осенью», «Осень золотая, чудесные листья и цветы», «Чудо-овощи и фрукты», «Наступила зима», «Зима в лесу». Часто на занятиях используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.
14 слайд
Для закрепления знания детей о диких и домашних животных, насекомых и пресмыкающихся, путем изображения их повадок проводится утренняя, дыхательная гимнастика, а также гимнастика после сна.
15 слайд
Осенью проводились конкурс на тему: «Дары осени», где воспитателями была проведена работа с родителями по изготовлению поделок. Родители и дети с большим удовольствием приняли участие в конкурсе. Также в группе был проведен утренник на тему «Осень золотая, в гости к нам пришла». В гости к детям приходили сказочные герои лисичка и петух.
Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
16 слайд В перспективе
Одним из важных условий экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация предметно-развивающей среды.
В перспективе на будущее планируется создание «Зоны коллекций», которая предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. В эту зону входят объект живой и неживой природы.
17 слайд
Планируется создание в живом уголке «Альпийской горки» -нетрадиционный элемент предметной развивающей среды. Альпийская горка оживляет среду, привлекает детей своей необычностью и красочностью, способствует возникновению познавательного интереса, развивает в детях эстетические чувства, любознательность.
18 слайд В преддверии семинара мною совместно со сменным воспитателем группы Ю. В. Полиной была проведена диагностика по экологическому воспитанию детей группы «Капельки». Результаты диагностики приведены в диаграмме.
В результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры у детей;
• сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
• дети учатся практическим действиям по охране природы;
• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.