Ольга Кутявина
Основная образовательная программа. Часть 14-я
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа МБДОУ
"Детский сад № 3 пос. Николаевка"
часть 11-я
Составила: Кутявина Ольга Александровна -
старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 пос. Николаевка"
Формы взаимодействия с родителями по образовательной области
«Познавательное развитие»
Образовательная область Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Публикация «Основная образовательная программа, Часть 14-я» размещена в разделах
Познавательное развитие 1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:
- Чему мы научимся (Чему научились,
- Наши достижения,
- Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т. п.)
- Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком.
2. Собеседование с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребёнка и жёсткой установки на результат.
3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
5. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
6. Посещение культурных учреждений при участии родителей (кукольный театр, библиотека, выставочный зал в ДК и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
7. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
8. Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).
9. Создание в группе тематических выставок при участии родителей : «Дары природы», «История вещей», «Родной район, область», «Любимый посёлок», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
10. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в п. Николаевка», «Как мы отдыхаем» и др.
11. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др. ; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год» и т. п.
12. Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.
13. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
14. Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно-творческой работы.
15. Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы», «Насекомые», «Лекарственные растения» и т. д.
16. Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, посёлка с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём.
17. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
18. Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.
2.2.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Цель:достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:
1) Эстетическое восприятие мира природы:
- Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
- Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
- Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
- Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
2) Эстетическое восприятие социального мира:
- Дать детям представление о том, что все люди трудятся.
- Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
- Формировать интерес к окружающим предметам.
- Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
- Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.
3) Художественное восприятие произведений искусства:
- Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
- Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
- Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
- Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
- Дать элементарные представления об архитектуре.
- Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
- Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
4) Художественно-изобразительная деятельность :
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
- Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
- Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
- Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
- Развивать воображение, творческие способности.
- Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
- Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Задачи художественно-эстетического развития в старшем дошкольном возрасте:
1) Эстетическое восприятие мира природы:
- Развивать интерес, желание и умение наблюдать за живой и неживой природой.
- Воспитывать эмоциональный отклик на красоту природы, любовь к природе, основы экологической культуры.
- Подводить к умению одухотворять природу, представлять себя в роли животного, растения, передавать его облик, характер, настроение.
2) Эстетическое восприятие социального мира:
- Дать детям представление о труде взрослых, о профессиях.
- Воспитывать интерес, уважение к людям, которые трудятся на благо других людей.
- Воспитывать предметное отношение к предметам рукотворного мира.
- Формировать знания о Родине, Москве.
-Знакомить с ближайшим окружением, учить любоваться красотой окружающих предметов.
- Учить выделять особенности строения предметов, их свойства и качества, назначение.
- Знакомить с изменениями, происходящими в окружающем мире.
- Развивать эмоциональный отклик на человеческие взаимоотношения, поступки.
3) Художественное восприятие произведений искусства:
- Развивать эстетическое восприятие, умение понимать содержание произведений искусства, всматриваться в картину, сравнивать произведения, проявляя к ним устойчивый интерес.
- Развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведения искусства.
- Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
- Воспитывать эмоциональный отклик на отраженные в произведениях искусства поступки, события, соотносить со своими представлениями о красивом, радостном, печальном и т. д.
- Развивать представления детей об архитектуре.
- Формировать чувство цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма.
- Знакомить с произведениями искусства, знать, для чего создаются красивые вещи.
- Содействовать эмоциональному общению.
4) Художественно-изобразительная деятельность :
- Развивать устойчивый интерес детей к разным видам изобразительной деятельности.
- Развивать эстетические чувства.
-Учить создавать художественный образ.
- Учить отражать свои впечатления от окружающего мира в продуктивной деятельности, придумывать, фантазировать, экспериментировать.
- Учить изображать себя в общении с близкими, животными, растениями, отражать общественные события.
- Развивать художественное творчество детей.
- Учить передавать животных, человека в движении.
- Учить использовать в изо деятельности разнообразные изобразительные материалы.
Художественно-изобразительная деятельность
Принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1) Эстетизация развивающей предметно-пространственной среды и быта в целом.
2) Культурное обогащение (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
3) Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
4) Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
5) Эстетический ориентир на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего).
6) Обогащение сенсорно-чувственного опыта.
7) Организация тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
8) Взаимосвязь обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа.
9) Естественная радость (радость эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Педагогические условиянеобходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста:
1) Формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей.
2) Создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества.
3) Ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Методы эстетического воспитания:
1) Метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания.
2) Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
3) Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
4) Метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;» метод разнообразной художественной практики.
5) Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками).
6) Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
7) Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Принципы интегрированного подхода:
1) В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни вцелом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
2) Искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменя-емы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межп-редметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
3) Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсут-ствовали.
4) Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
5) Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
Детское конструирование
Виды детского конструирования:
1) Из строительного материала.
2) Из бумаги.
3) Ил природного материала.
4) Из промышленных отходов.
5) Из деталей конструкторов.
6) Из крупно - габаритных модулей.
7) Практическое и компьютерное.
Формы организации обучения конструированию:
1) Конструирование по модели.
2) Конструирование по условиям.
3) Конструирование по образцу.
4) Конструирование по замыслу.
5) Конструирование по теме.
6) Каркасное конструирование.
7) Конструирование по чертежам и схемам.
Взаимосвязь конструирования и игры:
- Ранний возраст: конструирование слито с игрой.
- Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение.
- Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом.