Анастасия Димитрина
Консультация по речевому развитию «Подсказки для проведения проб»
▼ Скачать + Заказать документы
Начните с проверки понимания речи на бытовом уровне, тогда вам будет понятно как в дальнейшем строить диагностику.
- Включите свет.
- Помаши Миши ручкой.
- Снимай обувь.
- Закрой дверь.
- Если ребёнок справился с пунктом то вы строите короткую беседу с ребёнком, которая как раз и приведёт вас е первичной гипотезе.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут маму?
- Ты долго сюда ехал?
- На чём ты ехал?
- Что с собой принёс?
Дети очень любят поговорить об игрушках или мультфильмах.
Проба «Полоса препятствий»
Как правило. полоса препятствий состоит из: следочков, брёвнышек, которые надо перешагивать, лестницы или батуты или полусферы, на которой ребёнок повторяет серию движений. Специалист смотрит, как ребёнок попадает на следы (зрительно-моторная координация) ,как перешагивать через брёвна, как поднимается по лестнице, как прыгает.
Качественное прохождение такой полосы доступно ребёнку с 2 -2.5 лет.
Что может указывать на нарушение тонуса в теле?
- ребёнок прыгает, еле отрываясь от тела;
- ребёнок прыгает и наступает на следы с измененным усилением;
- ребёнок цепляется за брёвна, недостаточно высоко поднимает ногу при перешагивании;
- ребёнок демонстрирует синкинезий, например при перешагивании появляется гримастничество;
- при повторении, ребёнок соблюдает последовательность, но не доводит руки, выполняет движения не в полном объём.
- Также все признаки диспраксии могут наблюдаться при дизартрии, как их дифференцировать.
Проба «Артикуляционный праксис»
Перед выполнением необходимо осмотреть ротовую полость ребенка. Для повышенной мотивации можно использовать игры с фонариком, поиграть в доктора или заинтересовать сказав, что у нас во рту помимо языка есть ещё маленький язычок. На что следует обратить внимание при осмотре языка:
При гипертонусе- тонкий, вялый, бледный, распластанный в полости рта, кончик не выражен. Также при нарушении тонуса специалист может увидеть, что язык не лежит в точке покоя.
Географический язык к дизартрии отношения не имеет.
Мягкое нёбо. При гипертонусе, его спастичность, но это сложно увидеть визуально.
Увула: отклонение от средней линии.
Патологии нёба, - высокое готическое, и зубочелюстного ряда напрямую не связана с нарушением иннервации, но может быть следствием неправильного положения языка, поэтому на это тоже стоит обратить внимание. Расщелина твёрдого нёба может давать симптоматику схожую с дизартрией. Как правило, явную расщелину выявить достаточно рано, иногда ещё в утробе, а вот скрытую не всегда, поэтому проверить это необходимо. Логопед просит ребёнка произносить звук А, в случае скрытый расщелины слизистая оболочка вытягивается в дефект, форме и треугольника.
Подьезычная уздечка, которая может быть укорочена, но в одних случаях ее растягивание будет подвластно логопеду, 1 и 2 тип, а в другом нет, при 3 и 4 типах. На самом деле выражение «растянуть» уздечку является устаревшим в логопедии, но не совсем отражает суть, так как сама уздечка состоит из волокон, которые не растягиваются. При массаже расходится релиз около уздечки мягких тканей, что высвобождает пространство вокруг уздечки, и как следствие, объём и амплитуда движений языка увеличивается. Любые отклонения от нормы в ротовой полости, будь то увелечение миндалин или налёт на языке требует консультации от отоларинголога в пристальном внимании логопеда.
Приступив к обследованию артикуляционного праксиса, не стоит закидывать ребёнка множественными упражнениями, посмотреть нужно самое необходимое. Помним, энергетический ресурс у детей с патологией ЦНС снижен.
- Высовывание языка из ротовой полости. Специалист смотрит как саму способность высунуть язык и амплитуду этого движения, так и некоторые другие факторы: девиация, которая всегда происходит в сторону нарушений; повышение рвотного рефлекса, такие гиперкинезы, как тремор, фибриллярные подёргивания языка, насильственные, волнообразные движения указывающие на экстрапирамидные синдром, а также синкинезий. Здесь нужно пересмотреть насколько ребёнок, может произвольно напрягать и расслабить язык, для логопеда - это упражнение лопатка,иголочка. Латеральные движения языка их амплитуда и симметричность.
- Верхний пойдём языка.
-Лабиализация губ и смена поз, заборчик – трубочка. Специалист смотрит, не теряется ли амплитуда после нескольких повторений и нет ли асимметрии. Упражнение лошадка очень здорово и показательное упражнение в ходе выполнения которого можно увидеть асимметрию положения языка, измененную напряжённость или слабость языка, не позволяющую присосать язык твердому нёбу.
- Умение дуть определяет не только в силу и направленность воздушной струи, но и лабиализацию губ. Чтобы проверить, насколько хорошо ребёнок может контролировать воздушную струю, попросите ребёнка подуть, так чтобы передвигалось, но не упала со стула, или чтобы пламя свечи колыхалась но не потухло,либо наоборот сильно и резко подуть. Если ребёнок позволяет, то в идеале проводить несколько повторений каждое упражнение, так как иногда проблемы проявляется при нагрузке.