Ольга Белоус
Основная-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «На лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления о свойствах и отношениях предметов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, вучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.)
Программное содержание
Образовательные задачи: познакомить детей с составом числа (на примере чисел 4 и 5). Упражнять в решении логических задач, в ориентировке на листе бумаги. Формировать представление о том, что целое больше части, часть меньше целого.
Публикация «Основная-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе „На лугу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Развивающие : Развивать познавательный интерес. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к математическим знаниям.
Предварительная работа: дидактические игры: «Составление геометрических фигур из счетных полочек», «Цепочка примеров», «Помоги Чебурашке найти и справить ошибку», «Назови число».
Материалы и оборудование: наборное полотно, вырезанные из бумаги и расширенные : 15 бабочек, (4 голубых, 5 жёлтых, 3 зелёных, 1 разноцветная, 2 оранжевых,; 3 кузнечика, жук, божья коровка, муравей, стрекоза, паук; 4 карточки с изображением паутины и паучков. На каждого ребёнка – арифметическая линейка; вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры: 4 квадрата, круг, овал, треугольник, прямоугольник; чистый лист белой бумаги; 10 маленьких, вырезанных из красной бумаги кругов («божьи коровки»); чистый лист белой бумаги квадратной формы, фломастеры.
Аудиозапись «Звуки природы». Печатка (по выбору воспитателя). Лист на который с помощью печатки за правильные ответы будут наноситься на картинки (на каждого ребенка).
Ход деятельности
Воспитатель: Нас окружают предметы, созданные руками человека. Это рукотворный мир. А весь мир, не созданный человеком, нерукотворный -это мир природы. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»).
Воспитатель: Как ведут себя некоторые люди, когда оказываются на природе?
Дети: Ответы, рассуждения детей.
Воспитатель: Они громко разговаривают, могут сломать ветку, сорвать и бросить цветок, разорить муравейник. Все притихает вокруг, замолкает. Природа словно отгораживается от них, обижается. Нужно помнить, что люди – частицы природы. Мы будем идти по лесу, по полю, по лугу осторожно и тихо, не тронем муравейники и мухоморы, покажем свой уважение и любовь к животным и растениям. И тогда увидим белочку, пропоет нам песенку птичка, пролетит рядом стрекоза. Давайте представим, что мы пришли на сказочный луг. Какие красивые цветы растут на нашем лугу, назовите их?
Дети: Ромашки, клевер, колокольчики.
Воспитатель: А что же это за цветок?
Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и полетел. Кто же это?
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Правильно - это бабочка. На лугу, кроме бабочек, есть и другие насекомые. Давайте их посчитаем. (На наборном полотне выкладывает 5 бабочек, жука, кузнечика, божью коровку, муравья, стрекозу).
Воспитатель: Назовите, кого вы видите на сказочном лугу.
(Ответы детей).
Воспитатель: Как их можно назвать одним словом?
Дети: Насекомые. (Правильные ответы детей воспитатель «отмечает» на индивидуальных листах с помощью печатки).
Воспитатель: Посчитайте, сколько бабочек на лугу
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько других насекомых?
Дети: Пять.
Воспитатель: Что можно сказать о количестве бабочек и количестве насекомых: больше, меньше?
Дети: Поровну.
Воспитатель: А как можно проверить?
Дети: Надо разместить бабочек в один ряд, а под ними тоже в ряд – других насекомых.
Воспитатель: Правильно (располагает насекомых на наборном полотне).
Воспитатель: Из чего составлен первый ряд, первая группа?
Дети: Из бабочек.
Воспитатель: Из чего составлена вторая группа?
Дети: Из стрекозы, кузнечика, божьей коровки, жука, муравья.
Воспитатель: Сколько во второй группе стрекоз, жуков, муравьев, кузнечиков?
Дети: По одному.
Воспитатель: Поровну ли насекомых в первой и второй группах?
Дети: Да, поровну.
Воспитатель: Сколько надо взять насекомых, если я назову число 5?
Дети: Пять.
Воспитатель: Верно, надо взять 5 насекомых (убирает изображения насекомых с наборного полотна).
Воспитатель: Теперь положите перед собой арифметическую линейку. Как можно назвать одним словом квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг?
Дети: Геометрические фигуры
Воспитатель: Вдоль верхнего края линейки положите 4 квадрата, вдоль нижнего края столько же других геометрических фигур, сколько квадратов лежит сверху?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сколько геометрических фигур лежит снизу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Назовите их?
Дети: один прямоугольник, один треугольник, один круг, один овал.
Воспитатель: Равное ли количество геометрических фигур на линейке сверху и снизу?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети: Потому что сверху положены 4 геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, овал, круг.
Воспитатель: Сколько надо взять геометрических фигур, если я назову число 4?
Дети: Четыре фигуры.
Воспитатель: Правильно. Давайте отдохнем и поиграем. (Читает стихотворение, дети выполняют движения).
Вот какая стрекоза - (руки в стороны)
Очень круглые глаза - (круговые движения на уровне глаз)
Вертится как вертолёт (руки в стороны, круговые вращения туловища).
Вправо, влево назад, вперёд (руки на поясе, наклоны в разные стороны).
Воспитатель: Пока мы играли, на луг прилетели бабочки (располагает изображения бабочек на наборном полотне).
Воспитатель: В каком углу находится одна бабочка?
Дети: В верхнем левом углу.
Воспитатель: В каком углу находятся две бабочки?
Дети: В нижнем правом.
Воспитатель: Сколько бабочек в правом верхнем углу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: В нижнем левом?
Дети: Три.
Воспитатель: Где расположились пять бабочек?
Дети: В середине листа.
Воспитатель: В каком углу сидят голубые бабочки?
Дети: В верхнем правом углу.
Воспитатель: Где сидят желтые бабочки?
Дети: В нижнем левом углу.
Воспитатель: Где разноцветная бабочка?
Дети: В верхнем левом углу.
После ответов детей на вопросы воспитатель даёт каждому ребёнку чистый лист белой бумаги, 10 вырезанных из красной бумаги кругов- «божьих коровок» и предлагает расположить двух божьих коровок в середине листа, одну божью коровку – в верхнем правом углу и т. д.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Прыгает пружинка-
Зелёная спинка-
С травки на былинку-
С ветки на тропинку.
Дети: Кузнечик.
Воспитатель: Правильно.
Три кузнечика на сказочном лугу решили посоревноваться. Они прыгают через травинку (располагает на наборном полотне изображения трёх кузнечиков).
- Кузнечик Денис прыгнул выше кузнечика Саши (один из детей двигает на наборном полотне изображение кузнечика Дениса).
- Кузнечик Саша прыгнул выше кузнечика Димы (ребенок передвигает изображение кузнечика Саши). Кто прыгнул выше всех?
Дети: Денис.
Воспитатель: Да, Денис (убирает с наборного полотна изображения бабочек). Бабочки летают с цветка на цветок, пьют вкусный нектар. (Приглашает одного из детей для работы с наборным полотном). Бабочка Таня пролетела дальше, чем бабочка Вера. Бабочка Вера пролетела дальше, чем бабочка Нина. (Ребенок двигает изображения бабочек).
Кто пролетел дальше всех?
Дети: Бабочка Таня.
Воспитатель: Правильно.
(убирает с наборного полотна изображения бабочек).
Прыгают среди травы кузнечики, летают бабочки. Смотрят…
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк
Покупайте, мухи, шёлк.
Вы догадались, что это за мастер?
Дети: Паук, который плетет паутину.
Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображением пауков и паутины. Какой по счету паук сплёл самую большую паутину?
Дети: Первый.
Воспитатель: Какой сплел половину паутины?
Дети: Второй.
Воспитатель: Какой по счету паук сплёл самую маленькую паутину?
Дети: Четвертый.
Воспитатель: Какой из пауков сплёл всю паутину?
Дети: Первый.
Воспитатель: Какие паучки сплели часть паутины?
Дети: Второй, третий и четвертый.
Воспитатель: Что больше: целое или часть?
Дети: целое больше.
Воспитатель: Что меньше: целое или часть?
Дети: часть меньше.
Теперь насекомые и пауки хотят поиграть с вами в игру «Кто лишний?» (располагает на наборном полотне 3 бабочки и паука). Как вы думаете, кто здесь лишний?
Дети: паук, потому что он один, а остальные бабочки.
Воспитатель: Располагает на наборном полотне стрекозу и кузнечиков.
Дети: Стрекоза. Кузнечиков 3, а она одна.
Воспитатель: Молодцы! Как много мы сегодня успели сделать на занятии: полюбоваться зелёным лугом, послушали стихотворение о насекомых, отгадывали загадки, составляли группы из разных предметов, узнали, сколько надо взять предметов, когда мы называем число 4 и 5, ориентировались на листе бумаги, решали задачи.
Поднимите руку, у кого на индивидуальном листе я «нарисовала» с помощью печатки одну картинку? Две картинки?
Называет имена, у которых на листах самое большое количество картинок.