Марина Матюхина
Оснащение музыкального уголка в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оснащение музыкального уголка в группе
Подготовила: музыкальный руководитель 1 категории
Матюхина Марина Владимировна
Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.
Публикация «Оснащение музыкального уголка в группе» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Речь идет об обеспечении уголка современной техникой (ее игрушечными аналогами, современными художественными средствами. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.
Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей-трансформеров, на которых будут расположены детские музыкальные инструменты, музыкально- дидактические игры и пособия. Для уголка также нужны 1-2 стола, или модули, которые трансформируются в столы, для самостоятельного музицирования и игровой деятельности. Музыкальный уголок оформляется в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные пособия. Прежде всего, это музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, которые добираются с учетом возраста детей, последовательности ознакомления с тем или иным инструментом во время музыкального занятия. Во-вторых, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования. Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и не озвученных, чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику. В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т. п. Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т. д.). Если позволяет интерьер помещения и по желанию, музыкальный уголок можно отгородить декоративной ширмой, которая легко убирается.
Что касается музыкальных инструментов, то в младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки. В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон. В старшей группе - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др. Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты которые дети используют дозировано (например, металлофон, и те, которыми дети могут заниматься только под присмотром воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологических норм дошкольного учебного заведения (дудочки, губные гармошки и т. п.). На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракас. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и выдавать знакомые детям звуки.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".
Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт, в котором может быть предусмотрена такая классификация оборудования:
озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования;
-не озвученные игрушки (имитационные);
- музыкально-дидактические игры и пособия;
- материал для творческих сюжетно-ролевых игр;
- атрибуты для музыкальных подвижных игр;
-аудиовизуальные пособия.
Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музыкальные шкатулки). Также сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.
Не озвученные игрушки (имитационные) : бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т. п. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах. Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.
В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, творческие способности, могут включать в себя разнообразные тематические альбомы: "Портреты композиторов”, «Музыкальные инструменты», «Времена года», "Любимые песни” (альбом песен с иллюстрациями, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни). Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей. Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользования игрушками и инструментами, после игры убирать их на место. Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов оснащения музыкального уголка. Все зависит от условий группы, особенностей организации образовательного процесса. Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.