Ирина Башлыкова
Оформление и оснащение музыкальных уголков
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
на тему:
«Оформление и оснащение музыкальных уголков в группах ДОУ»
Подготовила Башлыкова И. В.
с. Александровка
2015 г.
Публикация «Оформление и оснащение музыкальных уголков» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2017
Музыкальный уголок является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада.
Цель - создание условий, которые обеспечат эмоциональное благополучие детей.
Важно предоставить детям возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов.
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, музицируют на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
Следует продумать условия размещения музыкального уголка :
1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей
2. Разнообразие оборудования музыкального уголка
3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка
4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования.
Уголок разделяют на 2 уровня: для воспитателей и детей.
На верхнюю полку размещают инструменты, которые используются детьми дозировано (металлофон) и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т. п.).
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки (слушание аудио записи)
• воспроизведение музыки (игра на детских музыкальных инструментах, собственное пение)
• музыкально-творческая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, инсценирование, танцевальное творчество)
Классификация оборудования:
1. Неозвученные музыкальные инструменты (имитационные) : бутафорские музыкальные игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары, гармошки и т. п. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах.
2. Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования (бубны, погремушки, барабаны, маракас, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки, саксофон, шарманки, музыкальные шкатулки).
3. Музыкальные игрушки : Сюда можно отнести заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол.
4. Самодельные инструменты: сделанные из подручных материалов вместе с воспитателем или дома с родителями (ветерок, бубенцы, звучунчик, погремушки, трещотки).
5. Музыкально-дидактические игры, которые развивают способность к восприятию различения основных свойств музыкального звука, чувство ритма,творческие способности.
Могут включать в себя разнообразные тематические альбомы: "Портреты композиторов”, «Музыкальные инструменты»,
«Времена года», "Любимые песни”.
Музыкально-дидактические игры должны быть красочно, эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.
6. Технические средства, аудио-и видеозаписи: очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями. Это позволяет удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести "концерт".
7. Материал для сюжетных игр, атрибуты для музыкальных подвижных игр : Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости). Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Для поддержания постоянного интереса к самостоятельной музыкальной деятельности нужно 1-2 раза в месяц обновлять пособия.
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования. Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
Так, в музыкальном уголке для детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек (озвученных и неозвученных, чем инструментов; иллюстрации по сюжетам знакомым песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику.
В музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен. Можно разместить портрет композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях, фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют и т. д.)
Что касается музыкальных инструментов, то в младшей группе размещают бубен, барабан, погремушки, колокольчики, дудочки.
В средней группе можно добавить деревянные палочки, ложки, металлофон.
В старшей группе - треугольник, металлофон, ксилофон, маракас, трещотку, кастаньеты и др.
Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному пользованию игрушками и инструментами. Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов оснащения музыкального уголка. Все зависит от условий группы, особенностей организации образовательного процесса.
Не количество предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми - это главный критерий по оснащению музыкального уголка.
2-ая младшая группа
Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях.
Неозвученные игрушки: проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки.
Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики.
Фланелеграф, фигурки для него (большие и маленькие животные, птицы, музыкальные инструменты, транспорт).
Фонотека с записью детских песен.
Музыкально - дидактические игры
Магнитофон
Средняя группа
Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах
Рисунки детей, выполненные дома вместе с родителями к полюбившимся песням
Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, саксафоны
Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки
Фонотека с записью детских песен, классических и народных произведений
Фланелеграф, фигурки для него
Старшая группа
Картинки для фланелеграфа
Альбомы с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах
Рисунки детей к полюбившимся песням
Атрибуты к музыкальным сказкам для инсценирования
Сюжетные картинки к поэтическим текстам и индивидуальные детские кассеты для записи детского творчества
Атрибуты для инсценирования песен, игрушечный микрофон
Фонотека с записью песен
Музыкально-дидактические игры
Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, саксофоны
Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки, кастаньеты, трещотки, флейта, саксофон, ксилофон, баян, аккордеон.
Подготовительная к школе группа
Картинки для фланелеграфа
Музыкальная книжка
Рисунки детей к полюбившимся пеням
Атрибуты к музыкальным сказкам для инсценирования
Сюжетные картинки к поэтическим текстам и индивидуальные детские кассеты для записи детского творчества
Атрибуты для инсценирования песен, игрушечный микрофон
Фонотека с записью песен, классической и народной музыки
Музыкально-дидактические игры
Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, саксофоны
Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки, кастаньеты, трещотки, флейта, саксофон, ксилофон, баян, аккордеон, электроинструменты