Елена Кравцова
Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала.
Кравцова Е. В.
ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвется, мнется, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства — оригами. Оригами может быть интересно и детям и взрослым. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки. Сделать оригинальный подарок близким и просто сделать что-то своими руками из бумаги — одно удовольствие, оригами это всегда красиво и оригинально. Искусство оригами — интригующая загадка, и она манит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это — чудо!
Публикация «Оригами как универсальное средство формирования у детей интереса к искусству и раскрытия творческого потенциала» размещена в разделах
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами : развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивать мелкую моторику, глазомер, развивать художественный вкус, творческое воображение, конструктивное мышление. Освоение последовательности приёмов оригами помогает решать творческие задачи на доступном, интересном материале. Общие правила при обучении технике оригами :
• Заготовки должны иметь точно квадратную форму.
• Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
• Показ должен проводиться на столе, заготовка должна быть в два раза больше, чем у ребёнка.
• При показе не должно быть лишних переворотов и поворотов изделия.
• Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма - выполнение ребёнком, показ второго — выполнение ребёнком.
• Линии сгибов должны тщательно проглаживаться.
• Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Почему именно оригами? Занятия оригами превращает детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные поделки из простого листа бумаги. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей. На протяжении обучения возрастает сложность работ, которые дети выполняют на занятиях. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т. п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат и так далее). Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения]. В процессе овладения умением выполнять из бумаги различные поделки развивается чувство цвета. В процессе обучения, у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (актуальность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и тому подобное). Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Совместная деятельность по оригами дает возможность использовать разнообразные формы работы, в первую очередь, через беседы, рассматривание готовых образцов, дидактические игры. Оригами расширяет представление детей об окружающем мире, является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти : дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Таким образом, использование оригами на занятиях формирует у ребенка конструктивные представления и конструктивное мышление, творческие способности, способствует формированию у детей интереса к искусству оригами и раскрытию творческого потенциала детей. Все это является необходимым условием не только умственного развития дошкольника, но и развития личности в целом.