Эльвира Бикметова
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Наши добрые соседи»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Познакомить с жизнью и культурой представителей ближайшего национального окружения- татарского народа.
Задачи:
Образовательные
-познакомить детей с историей и традициями татарского народа.
-формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
-развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.
Развивающие
Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию „Наши добрые соседи“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-развивать любознательность, зрительное и слуховое внимание, речевую активность, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
-формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям, населяющих нашу страну и воспитание уважительного отношения к другим народам;
Воспитательные
-воспитывать уважение к традициям татарского народа
Приоритетная образовательная область : познавательное развитие
Интеграция образовательной области : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Форма образовательной деятельности : совместная деятельность взрослых и детей
Формы организации совместной деятельности : Сюрпризный момент, беседа, вопросы, активное слушанье, иллюстраций, анализ, объяснение, художественное слово, физкультминутка. Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением города Казани, ледохода, и национального праздника Боз карау,татарские костюмы для девочки и мальчика
Форма организации деятельности : групповая
Место проведение : групповая комната
Ход:
Воспитатель: Как много сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся
А теперь мы встанем в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Ребята скажите в какой республике мы с вами живем? (Башкортостан)
Воспитатель: А как называется наш родной город (Октябрьский)
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста как называется наш детский сад? (Детский сад № 4 «Лейсан»)
Воспитатель: А в какую группу вы ходите? (средняя группа «Ромашки»
Воспитатель: Ребята, какая рядом с нами находится группа?
(подготовительная)
Воспитатель: Правильно. А почему подготовительную группу мы называем соседней? ( Предполагаемые правильные ответы детей: Потому что она рядом с нами; потому что мальчики и девочки в подготовительной группе — наши соседи.)
Воспитатель: Так кто такие соседи (Соседи — это люди, которые живут рядом с нами.)
Воспитатель Правильно. Соседи — это люди, живущие не вместе, а рядом с нами. У каждого из нас есть соседи. Нияз а у тебя есть соседка (У меня соседка Аделина).А у Тани есть соседка? (ответы детей)
Воспитатель. : Хорошо. А как должны вести себя соседи?
( Ответы детей: дружить, помогать друг другу, выручать в трудную минуту, поддерживать друг друга, ходить в гости.)
Воспитатель. : Правильно. А вы дружите со своими соседями? Ходите, друг к другу в гости?
Воспитатель Молодцы! Есть соседние группы, соседние квартиры, соседние дома, соседние улицы, соседние города, республики, страны.
Сегодня я расскажу вам о народе, живущем в соседней республике. Эта республика называется Татарстан, а народ, который там живет, — татары.
Воспитатель: Как называется соседняя республика?
Воспитатель Давайте все вместе скажем Татарстан. (индивидуальный опрос)
Столица республики Татарстана — город Казань,. Это большой и красивый город. (иллюстрации)В городе Казани живут много людей. В Казани много красивых и многоэтажных домов.
Воспитатель «Здравствуйте», на татарском языке звучит как «исеммэсыс». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.
Дети здороваются
Воспитатель: Теперь вы можете поздороваться по-татарски. А как вы думаете, как можно узнать татар? (По языку, по разговорной речи, по одежде народному татарскому костюму)
Воспитатель: Правильно. Но вот давно, давно, когда все народы ходили только в своих национальных костюмах. (стук в дверь)
Заходят мальчик и девочка подготовительной группы в национальных костюмах руках поднос с чак-чаком
Воспитатель: Исеммэсыс. Сегодня к нам в гости пришли наши соседи из подготовительной группы. Мы очень рады вас видеть, проходите, пожалуйста
В каких красивых народных костюмах пришли наши гости. Айнур надел на себя рубаху ярко желтого цвета. Посмотрите, сверху рубахи надет камзол Ребята какого цвета камзол (ответы детей)
Воспитатель: Правильно камзол зеленого цвета украшен татарским цветочно- растительным узором. Посмотрите на какой цветок похож этот узор на камзоле (на колокольчик, тюльпан)
Воспитатель: А кто знает как называется головной убор который одел Айнур? (тюбетейка)
Воспитатель: А у Лейсан как называется головной убор (калфак)
Воспитатель: Ариша а как ты думаешь? А еще у нее красивое платье. А поверх платья что она надела (камзол) (индивидуальный опрос)
Воспитатель: Правильно, камзол расшит красивым татарским орнаментам
Воспитатель: В наше время особенно в городах редко встретишь татар в национальных костюмах, но вот в деревне по праздникам татарский народ надевает свои наряды В обычной жизни можно встретить людей в тюбетейках и жилетах.
Воспитатель: А сегодня я хочу вам предложить поиграть в татарскую народную игру Тимербай
Игра Тимербай
Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. (одеваем тюбетейку) Он становится в центре круга. Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая (показ 5 пальцев)
Дружно, весело играют. (соединение рук)
В речке быстрой искупались (руки в стороны)
Нашалились, наплескались (Руки вверх)
Хорошенечко отмылись (лицо ладожками моем)
И красиво нарядились. (пружинка)
И ни есть, ни пить не стали (погрозить пальцем)
В лес под вечер прибежали (ходьба на месте)
Друг на друга поглядели (поворот в право и влево)
Сделали вот так!
С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.
Воспитатель: Наши гости пришли в красивых татарских костюмах. Их одевали всегда на праздники. А какие вы знаете праздники (Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества)Это большие праздники для всех народов. А есть малые праздники для определенного народа. Так Масленицу празднуют русский народ. А что это за праздник? (Масленица это проводы зимы и люди делают из соломы чучело зимы и сжигают его после праздника)
А у татарского народа есть национальный праздник Боз карау Праздник этот проводится весной, в апреле месяце. Боз карау что означает— «смотреть лёд", боз озатма — проводы льда, ледоход. (показ фотографии) Ледоход бывает весной, когда начинает таять снег Когда начинает таять лед на реке, он начинает трескаться и двигаться по течению реки. Поэтому и назвали это природное явление ледоход. Как называется движение льда на реке (ледоход). (индивидуальный опрос детей).
Смотреть ледоход на берег реки выходят все жители — от стариков до детей. Молодёжь идет наряженной, с гармонистами. На плывущих льдинах раскладывают и зажигают солому. В синих весенних сумерках далеко видны эти плывущие факелы, а вслед им несутся песни» (фотографии)
Воспитатель: Наши гости принесли нам татарское угощение чак- чак.
«Чак-чак» – в переводе с татарского означает «чуть-чуть»т е очень маленького размера. Так называется главное блюдо татарской кухни, которое готовят только для особых случаев: свадьбы, рождения ребенка, приезда важных гостей и друзей. Большое вам спасибо наши добрые соседи. Ребята какое красивое угощение, а как называется это угощение (индивидуальный опрос) А сейчас с нашими соседями мы попьем чай с чак чаком.