Ирина Ганагина
Организованная образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию «Глечик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"
Направление "Гончарное дело"
Организованная образовательная ситуация по художественно – эстетическому развитию
Тема: «Глэчик».
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить дошкольников с изготовлением посуды из глины, с бытом кубанских казаков;
Публикация «Организованная образовательная ситуация по художественно-эстетическому развитию „Глечик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Показать модульный способ (лепка из колец) изготовления глэчика для молока;
• Познакомить с тем, как можно расширять и сужать изделие за счет изменения длины деталей - "колбасок".
Развивающие:
• Расширить представление детей о гончарном ремесле; о кубанском народном творчестве.
Воспитательные:
• Воспитывать эстетический вкус и любовь к родному краю и его истории.
Материал:
глина, поворотные диски, стеки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые, карта Краснодарского края, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Гончарное ремесло на Кубани», мольберт, нарисованные два кувшина, капельки молока и капельки воды по количеству детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте загадку :
Знает каждый человечек, что из глины лепят (глэчик)
Воспитатель: давайте вспомним, а кто лепит глэчик. (гончары)
Воспитатель: ребята хочу вам рассказать интересную историю о кубанских гончарах. Хотите послушать? (хотим)
- Воспитатель: присаживайтесь удобнее и слушайте внимательно.
Кубань славится своей природой, полезными ископаемыми. Такие станицы как Елизаветинская, Старощербиновская, Рождественская, Пашковская славились лучшими залежами гончарной глины.
(Показ на карте Краснодарского края)
Из глины изготавливаются простая посуда, игрушки для детей. Глина является основным компонентом для выделки кирпича. Кубанская керамика не имеет типичных характерных только для нее черт, потому что этим ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из разных местностей. Поэтому для изготовления глиняных изделий использовались профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для различных местностей страны.
Кубанская керамика отличается простым растительным орнаментом. Но очень часто в форме и орнаменте перекликаются мотивы украинской, русской и кавказской керамики. Гончары на Кубани всегда пользуются почетом и уважением, за их трудолюбие, творчество.
Кубанские гончары изготавливают «глэчики», миски, кружки, «макитры» и другую кухонную утварь, которая покрывается «поливой» - коричневой или темно – зеленой глазурью.
Известно, что в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? (Керамика не нагревается - молоко не скисает.)
Глиняные изделия народных мастеров являются одним из украшением сельскохозяйственных ярмарок, промышленных выставок, которые проводятся как районных станицах, так и в краевом центре.
Почти в каждой станице есть свои мастера гончарного дела. В настоящее время славятся на весь край гончарные мастерские станицы Холмской, поселке Мезмай (Апшеронский район, города Славянск-на- Кубани.
2. Актуализация
Показ презентации «Гончарное ремесло на Кубани»
Беседа с детьми по содержанию
3. Затруднение в ситуации
Сегодня мы с вами получили заказ. Мы должны вылепить глэчики для нашего музея, новым способом – модульным. Сможете? (Нет, не умеем, не знаем какой это способ)
Что будем делать? (Спросим у того кто знает?)
4. Включение нового знания в систему знаний
- Я вам помогу, и мы с вами попробуем использовать новый способ лепки, с помощью которого можно вылепить сосуд, посуду. Это очень простой и оригинальный способ, которым пользуются народные умельцы. Для этого нужно подготовить основу для сосуда, раскатать глину и вырезать круг или слепить лепешку. Затем нужно раскатать валик - «колбаску», по длине равной окружности основы, оставить его как контрольный, чтобы потом сверять длину остальных. В зависимости от того, какой формы будет ваш сосуд «колбаски» можно удлинять, либо уменьшать. Нужно соединять валики и складывать валик на валик все выше и выше. Места стыков не должны выстраиваться в одну линию. Все кольца должны быть плотно прижаты друг к другу. Затем нужно сгладить металлической ложкой, смоченной водой внешнюю поверхность изделия. Если вы будете лепить из пластилина или теста, то сгладить можно пальцами или салфеткой.
- Ребята, вы славно потрудились, посуда получилась замечательная. Но, вы знаете о том, что лепные изделия из глины сушат несколько дней, а потом разрисовывают гуашевыми красками. Я думаю, мы с вами так и поступим, сначала высушим изделия, а потом покрасим и оформим выставку. Вы согласны?
- Ребята, работа в гончарной мастерской на сегодня завершена. Перед вами два кувшина, вы должны сейчас вспомнить, что вы сегодня узнали, чему научились. Если вам было интересно, если вам понравилось работать в гончарной мастерской, то вы должны поместить капельку молока в глэчик.
А если вам что – то не понравилось, и было не интересно, то во второй глэчик вы должны поместить капельку воды.
- Спасибо, вам, за честную оценку вашего труда.
5. Осмысление
- Где побывали? Чем занимались? Чему научились? Какие новые знания получили?