Ирина Подлесная
Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Звуки [Ф] и [Ф’]. Знакомство с буквой «Ф»
Программное содержание:
Закрепить умение детей давать полную характеристику звука.
Продолжать различать звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
Продолжать учить звукобуквенному анализу и синтезу.
Продолжать работать над предложением: определять количество и порядок слов в предложении, составлять схемы предложений.
Познакомить детей с буквой Ф.
Развивать внимание, логическое мышление детей.
Публикация «Организованная образовательная деятельность в старшей группе „Звуки [Ф] и [Ф’], Знакомство с буквой „Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Методические приё мы: объяснение педагога, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, загадывание загадок, прописывание буквы в воздухе, чтение слогов, дидактические игры.
Оборудование: 2 мягкие игрушки (кот и пес); у детей – предметные картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки ф, ф’, лоточки с буквами из разрезной азбуки и фишки для составления схем звукового состава слова, мяч, карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка, изменение статического положения во время образовательной ситуации.
Планируемые результаты: дети умеют определять позицию звука в слове, подбирать слова на заданный звук, знают, что такое звук, а, что такое буква.
Ход ООД.
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
Организационный момент. Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята.
Ребята, вспомните правило, как мы с вами говорим:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Молодцы!
Учитель-логопед: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть!
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит лирическая музыка.)
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза.)
Учитель-логопед: А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, обращаясь по имени и желая доброго утра. Доброе утро, Саша. Доброе утро, Соня и т. д.
Учитель-логопед: Доброе утро, дети. Занимайте свои места за партами.
(Дети садятся на свои места.)
Учитель-логопед: Упражнение на развитие мимических мышц.
-съешьте кислый лимон (дети морщатся);
-рассердитесь на драчуна (дети сдвигают брови);
-встретьте друга (дети улыбаются);
-испугайтесь забияку (дети приподнимают брови, широко раскрывают
глаза, приоткрывают рот).
Учитель-логопед: Дыхательная гимнастика.
-упражнение «Снежинки» (дети дуют на снежинок, чтобы они летали);
-выдыхаем лечебные звуки : звук Ж, З, М.
Учитель-логопед: А теперь поиграем пальчиками. «Ладошки», «Очень холодно зимой»
- пальчики здороваются (каждый пальчик соединять с большим) :
Учитель-логопед: А сейчас давайте разомнем губки и язычок. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим с вами путешествие в волшебную страну Грамоты. А хотите узнать с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Дети: Да.
2. Поисковый этап.
Изучение нового материала.
Учитель-логопед: Дети отгадайте загадку.
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)
На какой звук начинается отгадка? (Ф).
Учитель-логопед: Вот с этим звуком сегодня мы с вами и познакомимся. Но сначала давайте составим план нашего занятия, что мы умеем и что вы хотите об этом звуке узнать?
Дети: Хотим узнать, как правильно произносить этот звук,
- отгадывать загадки
- поиграть в игры с этим звуком
- хотим узнать, как пишется буква Ф.
3. Практический этап.
Учитель-логопед: Давайте его произнесем перед зеркалом. (Объясняю артикуляцию звуков Ф и Фь. Вместе с детьми даем характеристику этого звука (согласный, звонкий, твердый и мягкий)
Учитель-логопед: (Фонетическое упражнение на различение в звуковом ряду звуков Ф и Фь). На звук Ф-хлопаем, на звук Фь-топаем.
Учитель-логопед: Игра «Где звук?». С помощью картинок определить место звука в названиях картинок, твердость и мягкость звука.
Учитель-логопед: Сегодня к нам на занятие пожаловали гости: пес Филя и кот Фунтик. Как вы думаете, ребята, почему Филя и Фунтик с радостью пришли к нам на занятие? (Дети вслушиваются в клички животных, объясняют, почему Филе и Фунтику нравятся звуки ф и ф’).
Учитель-логопед: Давайте сделаем Филе и Фунтику сюрприз: подарим им картинки с их любимыми звуками. Картинки с каким звуком мы подарим Фунтику? (с твердым звуком ф.) А Филе? (с мягким звуком ф’).
Дети по очереди «дарят» картинки животным, сопровождая свой выбор словесным объяснением: «Я дарю свою картинку Фунтику, потому что в слове «телефон» живет твердый звук ф.»
Физкультминутка
«Сердитые коты». Дети располагаются на ковре парами, друг против друга, и изображают сердитых, фыркающих друг на друга котов.
Упражнения с движениями.
Учитель-логопед: Посмотрите внимательно на букву ф! На что она похожа?
(Логопед, демонстрируя картинку, читает четверостишие) :
Всем известно из подсказки:
Буква ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Учитель-логопед: Каждый из вас тоже может превратиться в букву ф.
(Дети встают, по просьбе логопеда ставят руки на пояс. Один ребенок стоит впереди перед всеми.) Ну вот. Теперь каждый из вас стал буквой ф.
Учитель-логопед: «Прописывание» буквы ф в воздухе. Игра «Раскрась, изучаемую букву».
Учитель-логопед: Вы знаете, ребята, Филя и Фунтик – большие сладкоежки. А название их любимой сладости спряталось от нас вот в этих картинках: на доске помещены пять картинок, начинающихся со звуков в, а, ф, л’, и.
Учитель-логопед: Игровое упражнение «Зашифрованное слово» : выделяя из каждого слова первый звук и соединяя звуки вместе, дети получают новое слово.
- Что же любят Филя и Фунтик? (вафли).
Деление на слоги слова «ваф-ли».
Учитель-логопед: Филя очень любит комнатные растения. Дома у него есть большое растение, с крупными, темно-зелеными, кожистыми листьями. Его название начинается со звука ф’. Угадайте, что это за растение? (фикус).
Учитель-логопед: Послушайте предложение: «У Фили фикус». Сколько в нём слов? Назовите первое, второе, третье.
Учитель-логопед: А теперь покажем Филе и Фунтику, как мы научились читать. Чтение слогов, слов.
Рефлексивно-оценочный.
Учитель-логопед: Ребята, пройдите к доске. Давайте посмотрим, выполнили ли мы план. Что узнали?
Вспомните все прозвучавшие ранее слова, в которых есть звук Ф, произнесите их четко, громко, выделяя голосом звук Ф.
Если вам понравилось на занятии, у вас всё получилось - подойдите к весёлому смайлику, а если было неинтересно, ничего не получилось – подойдите к грустному.
Последующая работа.
Учитель-логопед: Предлагаю вам дома поиграть с буквой Ф и выполнить все задания в тетради.