Любовь Коряженкова
Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: "Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе" (Из опыта работы)
Природа - источник знаний и тех первых радостных переживаний, которые запоминаются на всю жизнь. Сколько ярких открытий она готовит маленькому ребенк! Своей неповторимостью и разнообразием природа вызывает удивление, желание побольше узнать, будит мысли и чувства. Природа лечит, врачует, учит и воспитывает. Красота родной природы закладывает основы патриотизма, ответственность за сохранность своей малой Родины. Дошкольный возраст - отличный путь к ее познанию, а старший дошкольный особенно. Дети начинают понимать многие вещи, проявляют большой интерес к миру природы. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребенка в общении с природой - тот бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для расширения его природоведческого кругозора, формирования интереса к окружающему миру.
Публикация «Консультация на тему: „Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе“ (Из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Усвоение знаний о природе возможно на прогулке, как эффективной форме работы по воспитанию экологической культуры.
Во время прогулок (начиная с ранней осени) я провожу с детьми наблюдения за деревьями и кустарниками своего участка. Знакомлю детей с последовательностью изменений в жизни растений, стараясь таким образом подвести их к установлению связей между объектами и явлениями природы.
Из наблюдений за погодой дети узнают, что, к примеру, в начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом, потом день становится короче, ясные дни все реже, небо покрывается тучами, часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Так дети знакомятся с характерными признаками осени (ветры, дождь).
На прогулках я рассказываю о том, как осенние изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека. Например, деревья сбрасывают листву, чтобы приготовиться к зимней спячке. Зимой почва замерзает, и корни деревьев не могут добывать из нее воду. А листикам нужна влага. Если бы деревья не сбрасывали листву, они бы умерли от жажды. С листьями деревья сбрасывают вредных насекомых.
У животных происходит перестройка организма (ожирение, линька, направленная на повышение выносливости в зимний период. Я объясняю детям, что животные тратят много энергии на заготовку пищи, устройство зимних убежищ, миграцию и т. д.
Организуя наблюдения за пожелтением и опаданием листьев, я обращаю внимание на то, что не все листья на деревьях и кустарниках одновременно пожелтели и осыпались, даю задание найти деревья с пожелтевшими листьями и с зелеными, прошу назвать некоторые из них.
В сентябре есть еще насекомые, но уже нет многообразия бабочек, как во время цветения лугов. Осенью встречаются только те, которые зимуют во взрослом состоянии, забираясь в трещины заборов, под опавшие листья.
В ходе наблюдения за насекомыми, я стараюсь подвести детей к выводу о связи исчезновения насекомых с похолоданием.
Рассказываю детям, что птицам теперь нечем питаться и они улетают в теплые края.
В процессе наблюдений я привлекаю внимание детей к птицам, прилетающим на участок, учу различать их по внешнему виду, повадкам, крику. Отмечаю, что осенью уже нет многих птиц, за которыми мы наблюдали летом (ласточки, скворцы, трясогузки, зимородки, зяблики). Дети с удовольствием наблюдают за отлетом птиц.
В зимнее время я знакомлю детей с явлениями неживой природы, потому что живая природа находится в покое. Предлагаю вспомнить, каким был искусственный водоем летом и каким сейчас. Объясняю детям, что лед – это вода, изменившаяся под воздействием холода. Таким образом подвожу ребят к установлению простейших причинных связей. Организуя прогулку, напоминаю о последовательности явлений в природе, смене времен года.
На прогулке, после снегопада, я обращаю внимание детей на снег. Дети делают постройки и видят, что снег липкий, когда нет мороза. А когда сильный мороз, снег рассыпается в руках, поэтому сделать из него постройки нельзя. Таким образом дети знакомятся со свойствами снега.
В ясный морозный день обращаю внимание детей на цвет снега, что на солнце он блестит, переливается, искрится. Снежинки при сильном морозе легкие, вьются в воздухе, выпадают в форме звездочек, а при слабом морозе напоминают крупу.
На прогулке я обращаю внимание детей на красоту родной природы. Рассказываю, что в теплую погоду снег падает большими хлопьями и укрывает деревья, которые оделись в белоснежный наряд. Читаю стихи. Зима, как художник, окрашивает всё вокруг пушистой белой кистью.
Спрашиваю, знают ли дети, как человек приспосабливается к зиме. Ребята рассказывают, что человек утепляет свое жилище, надевает зимнюю одежду.
Во время прогулки я напоминаю детям о бережном отношении к природе. Например, что ветки очень хрупкие и легко ломаются.
Зимой хорошо знакомить детей с зимующих птицами (воробьи, чечетки, синицы, голуби, снегири, свиристели). Я объясняю детям, что птицы не улетели, потому что зимой они могут прожить без насекомых. Если есть возможность, мы рассматриваем следы птиц на снегу.
Для воспитания сочувствия, ответственного отношения к живой природе, я объясняю детям, что зима-самое трудное время года. Вместе с детьми мы вывешиваем кормушки, и насыпаем корм. Дети с удовольствием заботятся о птицах.
Организуя наблюдение в зимнее время, я обращаю внимание детей на то, как красиво зимой, предлагая полюбоваться красотой высоких сугробов, серебристым инеем, понаблюдать за метелью. Так ребята замечают красоту зимней природы.
Весной дети наблюдают за изменениями в природе. Например, возле стволов деревьев появились проталины, потому что началось сокодвижение. Я обращаю внимание ребят на запах цветущих деревьев и кустарников, приучаю различать некоторые из них по запаху. Для упражнения в распознавании деревьев провожу дидактические игры на сравнение веток, листьев, цветов. С помощью художественного слова (стихов, пословиц, поговорок и загадок) воспитываю умение замечать красоту родной природы.
С наступлением теплых дней дети наблюдают за изменениям, происходящим с деревьями и кустарниками. Я показываю набухающие почки, спрашиваю, что появилось из почек на ветках, которые стоят в группе, и почему.
На прогулке я обращаю внимание детей на таяние снега, на капель и сосульки. В ходе беседы интересуюсь, почему утром лужи замерзшие, а днем оттаивают.
Задаю ребятам вопросы: «Посмотрите, дети, что произошло со снегом. А какой снег был, когда мы приходили сюда зимой? Почему снег тает? Весь ли снег растаял?». Дети отвечают, что снег тает, потому что стало тепло. Таким образом дети усваивают простую зависимость между таянием снега и весенним теплом.
В летний период у детей появляется больше возможностей познакомиться с живой природой. Поэтому на участке детского сада целесообразно организовать опытническую деятельность.
В процессе беседы с элементами рассказа я объясняю детям, почему бабочки, пчелы садятся только на яркие цветы, почему много насекомых в хорошую погоду. Дети узнают, что насекомые переносят цветочную пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян.
В летнее время можно расширять и уточнять представления детей о растениях (деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях сада). Дети любуются красотой родной природы и узнают, что растения выделяют кислород, необходимый для жизни. Поэтому растения нужно беречь и охранять.
Поэтому я рассказываю детям об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах.
Дети знакомятся с условиями роста растений: солнце, которое дает тепло, вода и свет, а также со взаимосвязью живой и неживой природы на примере огорода.
Дети узнают, что растения берут из почвы влагу и питательные вещества, солнце дает им тепло, птицы оберегают огород от вредных насекомых, а плодами огорода питается человек. Так ребята знакомятся с простейшими пищевыми цепочками.
Привлекая ребят к посильной трудовой деятельности, я знакомлю ребят со способами правильной присыпки, прикопки, оформления грядок, пикировки растений для разведения рассады.
Осенью мы убираем овощи с огорода, собираем семена, участвуем в пересаживании цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой сгребаем снег к стволам деревьев и кустарникам, помогая им укрыться от холода. Дети узнают, что растениям под снегом тепло, потому что их согревает воздух. Весной высеваем семена на рассаду, чтобы высадить ее в открытый грунт, когда станет совсем тепло.
Лето - самая веселая и ответственная пора.
Ребята участвуют в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Так я стараюсь воспитать у ребят уважительное отношение к труду взрослых.
При смене сезонов ребята наблюдают, как меняется природа, замечают ее красоту. Дети учатся связывать сезонные изменения с жизнью человека, растений и животных. Для воспитания двигательной активности я провожу подвижные игры.