Вера Федюнина
Организованная образовательная деятельность по речевому развитию «Посуда» (старшая группа детей с нарушениями речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Посуда
Цель: Закреплять знания детей о посуде.
Задачи: Образовательные : дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире; обобщение представлений о посуде, её деталях, материалах, из которых она сделана; расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Посуда»; совершенствование навыка образования слов с суффиксами – иц-, - к -; совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыка рассказа.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по речевому развитию „Посуда“ (старшая группа детей с нарушениями речи)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Все о посуде для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно – развивающие : развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные: воспитание активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, продуктов; карточки с изображением посуды; игрушки – посуда; грамзапись.
Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин «Посуда»; рассматривание посуды, её деталей, материалов, из которых она сделана; уточнение словаря по теме «Посуда»; разучивание пальчиковой гимнастики и загадок о посуде; сервировка стола; чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Дети стоят по кругу.
Цель: сообщение темы занятия, создание эмоционального фона, развитие мелкой моторики, координация речи с движением.
- Дети, о чём мы с вами говорим на этой неделе? (о посуде)
- Сегодня мы продолжим эту тему. Давайте вспомним гимнастику для пальчиков «Машина каша».
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу кошке – в чашку,
Жучке - в плошку, а коту в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам и в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, всё до крошки раздала.
Дети садятся на стульчики.
2. Загадывание загадок о посуде.
Цель: развитие связной речи, памяти, мышления; автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков.
- Вы любите отгадывать загадки? Предлагаю вам отгадать загадки про посуду. Слушаем загадку внимательно, до конца, думаем, отвечаем полным ответом.
Загадывают загадки дети.
1) То в стороне стоит молчком, задрав носишко, чванится,
То угощает всех чайком, не уставая кланяться.
(Это чайник. Если он стоит на столе, то его носик поднят вверх. Если из него наливают чай, он как будто кланяется.)
2) С глубокими и мелкими знакома я тарелками,
И если в них еда, проворна я тогда.
(Это ложка, ею едят из тарелок.)
3) При виде еды не считают ворон
Бросаются дружно с обеих сторон.
(Это вилка и нож. Их держат в обеих руках, когда едят второе.)
- Молодцы, вы хорошо отгадали загадки, давали точные объяснения, правильно произносили звуки.
3. Упражнение «Помоги маме».
Дети подходят к столу с разложенными на нём картинками.
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления; совершенствование грамматического строя речи.
- Мама купила продукты, надо их разложить в соответствующую посуду. Поможем ей. (Дети берут карточки с изображением посуды и продуктов и находят свою пару, затем объясняют: сахар храниться в сахарнице; соль насыпают в солонку; хлеб надо положить в хлебницу, и т. д.)
- Молодцы, дети вы хорошо справились с заданием.
4. Упражнение «Что лишнее?».
Дети садятся на стульчики.
Цель: развитие зрительного внимания и восприятия; совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчинённые предложения).
- Я хочу проверить, хорошо ли вы знаете виды посуды и материалы, из которых посуду делают. Давайте вспомним, какие виды посуды бывают?
(чайная, столовая, кухонная) Из чего делают посуду? (стекло, фарфор, металл, серебро, и т. д.)
- Посмотрите внимательно на эти карточки и скажите, какая посуда лишняя и почему?
(чашка, кастрюля, сахарница, чайная ложка)- лишняя кастрюля это кухонная посуда, а остальная чайная и т. д.
- Молодцы, дети, вы правильно определили лишние предметы и дали толковые объяснения.
5. Физкультминутка «Весёлое чаепитие».
Цель: координация речи с движением; развитие речевого дыхания.
Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается водящий – «чайник», он выходит в круг. Остальные дети – «чайные чашки». Звучит классическая музыка.
Раз, два, три, четыре, пять – будем чайник выбирать.
Шесть, семь, восемь – в центр круга вас просим.
Закипает наш чайник – буль – буль - буль – медленно;
Кипит наш чайник – буль – буль – буль – быстро;
Вскипел и загудел – у –у – у.
Ну – ка, чашки, не зевай – наливаем в чашки чай.
Дети соединяют перед собой руки в виде кольца, «чайник» наливает чай, «чашки» произносят –с –с –с. Потом дети идут на стульчики, произносят «дзинь – дзинь».
Поиграли, отдохнули.
6. Игра «Федорино горе».
1) Цель: развитие зрительного внимания; совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме родительного и творительного падежей).
- Дети, вспомните сказку «Федорино горе», а кто её написал? (К. Чуковский)
Что мы узнали из этой сказки?
- Посуда к Федоре вернулась, но, посмотрите в каком она состоянии, перебилась, поломалась. Без чего теперь посуда у Федоры?
(чайник без носика, кастрюля без ручки, сахарница без донышка, чашка без края)
- Поможем Федоре склеить посуду. С чем теперь посуда?
(чайник с носиком, кастрюля с ручкой, сахарница с донышком, чашка с краешком)
- Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием. Что бы с нами не приключилась такая история, как надо обращаться с посудой?
2) Цель: закрепление представления о видах посуды; классификация посуды.
- Посуду Федора всю перемыла, устала и разложить её по местам у неё уже нет сил. Давайте ей поможем расставить посуду :
Чайную – на поднос, столовую – на стол, кухонную – в шкаф.
Дети делятся на три группы, и каждая группа отбирает свой вид посуды.
- Теперь расскажите, какую посуду вы выбрали и почему.
(Мы взяли заварочный чайник, блюдца, чашки и т. д., потому что это чайная посуда. На стол мы поставили тарелки, ложки, вилки и т. д., потому что это столовая посуда. В шкаф мы убрали кастрюли, сковородку, поварешку и т. д., потому что это кухонная посуда.)
- Молодцы, дети, помогли Федоре разложить посуду и правильно объяснили, почему именно так.
7. Окончание занятия.
Предложить детям высказать свои впечатления от занятия.