Елена Борзенко
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе :
«Вода и её свойства».
Воспитатель: Борзенко Елена Ивановна.
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов. Учить отгадывать загадки. Развивать социальные навыки.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию:» размещена в разделах
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без запаха, без цвета, прозрачная, без вкуса, совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
2. Обучать детей навыкам проведения простейших лабораторных опытов.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать; развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; развивать социальные навыки : умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды для всего живого. Дидактическая игра: «Кому нужна вода». Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода». Проведение занятий – экспериментирование с водой. Чтение художественной литературы о воде.
Материалы и оборудование: Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет, жидкость). Одноразовые стаканы с водой и соком, пустые стаканы, чайные ложки. Слайды: «Кому нужна вода», аудиозапись звука воды.
Ход ЗАНЯТИЯ:
В: Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько сегодня гостей! Давайте мы с ними поздороваемся. Повернитесь ко мне. У нас сегодня круг радости с секретом (на полу заранее разложены разноцветные круги). Возьмите свой круг, переверните его и вы увидите секрет. Вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку, у кого нарисовано сердечко – обнимет друга, а у кого солнышко – скажет доброе слово или пожелание.
Отгадайте загадку: Она и в озере, она и в лужице, она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, журчит. Что это? (вода). Аудиозапись «Ручеёк».
- Ребята, слышите? На что похожи эти звуки? (Это звуки воды) Да, это журчит ручеёк.
Раздаётся стук в дверь, заходит почтальон.
В: Ребята, кто к нам пришёл?
П: Здравствуйте, ребята! Я- почтальон, принес вам посылку. (снег)
В: Что нам с ним делать?
П: Кушать. Он вкусный, как мороженое.
В: Ребята, а снег можно кушать? Почему? (Снег нельзя кушать, он холодный. Снег впитывает в себя очень много пыли, грязи. Эта грязь попадает в рот и можно отравиться. От холодного снега может заболеть горло). Давайте поставим ведро со снегом в тёплое место. А потом посмотрим, что произойдёт. (убрать ведёрко на стол)
-Дети, что такое вода? Где в природе можно встретить воду? (В ручейке, в реке, в роднике, в море).
-Как можно назвать воду в море? (морская, в реке-речная, в роднике- родниковая, в болоте-болотная.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водоворотном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом выползает,
На плите у нас кипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить.
В: Кому и зачем нужна вода? Для чего нужна вода человеку, как мы её используем?
Дети: Умываться, пить, купаться, готовить обеды, стирать, мыть пол, закаляться.
( На доске или на экране выставляем картинки: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»).
В: Кто ещё не может жить без воды? (Рыбам нужна вода, они в ней живут. Растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки, т. д).
В: Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло, как вы думаете? (разные ответы детей, выставляю вспомогательные картинки)
В: Правильно. Без воды человек жить не может: он её пьёт, готовит пищу, умывается, стирает и убирает в своём доме. Вода --- это жизнь!
В: Ребята, как вы думаете, что же может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать).
-А ещё, ребята, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
В: Для этого я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Да! Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.
-Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и определять её свойства. Посмотрите, наша лаборатория к работе готова, занимайте свои рабочие места. (дети рассаживаются за столы). Но прежде, чем приступить к работе, давайте потренируем наши пальчики, ведь ими сейчас придётся поработать. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».
Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде,
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.
Дети экспериментируют под руководством воспитателя.
ОПЫТ №1. «Вода жидкая, может течь». Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой –пустой. Предлагаю аккуратно перелить воду с одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? Она жидкая, ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.
-Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках и не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь --- её называют жидкостью. (выставляю картинку с первым свойством воды). Вывод: вода – это жидкость.
ОПЫТ №2. «У воды нет запаха».
-Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверьми квартиры. А есть ли запах у воды?
-Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (апельсиновый) А как вы догадались? (пахнет апельсинами)
- А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (У воды нет запаха)
Вывод: У воды нет запаха!
ОПЫТ №3 «У воды нет вкуса».
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый) А конфета? (Сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Как вы думаете? Давайте проверим!
- Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина)
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она на вкус? Может быть сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Без вкуса)
На доске картинка с изображением этого свойства воды. Дети делают вывод: У воды нет вкуса!
ОПЫТ №4. «Вода прозрачная»
- Какого цвета ваш сок? (Оранжевый)
- Можно сказать про воду какого она цвета? (Нет)
- А как можно проверить, какого цвета вода? (Ответы детей)
Предлагаю поиграть в прятки. У вас есть чайные ложки. Спрячьте ложку в стакане с соком. Получилось спрятать? (Да)
- А другую ложку спрячьте в стакане с водой. Получилось? (Нет) Почему? (Вода прозрачная, в ней всё видно) Молодцы!
(На доске - картинка с изображением этого свойства воды)
Вывод: У воды нет цвета – она прозрачная.
В: Сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)
Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.
В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.
Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.
Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
Физ. минутка: «Капля».
Раз, два, три, четыре, пять - любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз - туда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали, руки кверху все подняли.
Раз- два, раз- два, заниматься нам пора.
В: Где же наше ведёрко со снегом? Ребята, куда подевался снег? (растаял)
В: Во что он превратился? (в воду)
В: Ребята, посмотрите, какая получилась из снега вода? (грязная)
В: Правильно, вода получилась грязная. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Д: Воду надо очистить, профильтровать.
ОПЫТ № 5: «Фильтрование воды».
-Существуют разные способы очистки воды. Мы с вами сейчас будем очищать воду с помощью ваты и бинта. В воронку кладём вату, бинт и через этот фильтр будем проливать грязную воду. Какая получилась у нас вода? Чистая. ВЫВОД: Грязную воду можно очистить с помощью фильтра, который сделали сами.
Давайте ещё раз вспомним свойства воды:
Вода жидкая, вода не имеет запаха, вода не имеет вкуса, вода прозрачная, воду можно очистить.
Рефлексия.