Марина Лапышева
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
по STEAM образованию
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах. Формировать интерес к экспериментальной работе, к опытам. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения. Развивать речь, воспитывать заботливое и бережное отношение к чистоте воздуха и воды.
Задачи:
Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт. ; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы;
Ход ООД:
Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать изучать неживую природу.
Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования, и приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Юные исследователи».
В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?
- Не шуметь, не разговаривать.
- Быть осторожными, ничего не брать в рот.
- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.
В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук?
Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ)
Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)
Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.
Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.
После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.
- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)
Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.
- Сундучок мы открываем,
Что в нём сейчас узнаем! (открываю)
Послушайте загадку:
Такой большой, что занимает весь мир,
Такой маленький, что в любую щель пролезет.
Что это? (воздух)
Правильно - это воздух. Достаю из сундучка пробирку
Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.
Опыт №2 «Поймай воздух»
- Как можно обнаружить воздух? (предположения)
Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)
Чем наполнился пакет? (воздухом)
Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.
А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?
Опыт №3 «Воздух внутри нас»
- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
Опыт №3б
- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)
- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)
- Какой мы с вами сделаем вывод?
Вывод: воздух есть внутри человека.
Опыт №4 «Спасательный жилет»
У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)
А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)
Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)
- Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.
Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.
Опыт № 5 «Сухой из воды»
Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)
Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)
Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)
- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)
- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)
Вывод: Воздух занимает место.
Общие выводы про воздух.
Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место.
А сейчас давайте поиграем с воздухом.
Игра с воздухом «Парашют»
- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Вы немного отдохнули, присаживайтесь.
Сундучок мы открываем,
Что лежит в нем, мы узнаем.
Загадка
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
(достаю пробирку с водой)
Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)
У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.
Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.
Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
Понюхайте воду - вода не имеет запаха.
Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.
Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.
Опыт «Умная галка»
Я думаю, что все помнят рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».
Почему автор назвал галку умной? (Ответы). Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.
Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)
Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы.
Давайте вспомним, что мы узнали про воду.
Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.
Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
Вода растекается, она жидкая.
Вода может впитываться.
Вода может отражать предметы.
Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.
Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой - кляксографией.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.
Физкультминутка
Давайте потренируемся
Носом - вдох и выдох - ртом,
Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)
Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе ( показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами.
Рефлексия
О чем мы говорили на нашем занятии?
Что мы узнали нового о воде и воздухе?
Что вам понравилось?