Лучший педагог года

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

Марина Лапышева
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе

по STEAM образованию

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе, о воздухе и воды, их составе, свойствах. Формировать интерес к экспериментальной работе, к опытам. Познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения. Развивать речь, воспитывать заботливое и бережное отношение к чистоте воздуха и воды.

Задачи:

Публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе» размещена в разделах

Развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; формировать навыки и умения экспериментирования. Воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Ёмкость с водой, в которой лежит ключ; сундучок, в котором лежат: пробирка пустая, пробирка с водой, лист бумаги; магнит; целлофановые пакеты; трубочки; стаканчики с водой; стаканчики без воды; стаканчики с салфеткой на дне; ложки одноразовые; мандарины 6 шт. ; ёмкость большая с водой -1; ёмкость небольшая с водой – 3; ткань для игры в парашют; камешки; салфетки; бумажные цветы;

Ход ООД:

Ребята Мы с вами знаем, что опыты и эксперименты проводятся с объектами живой и неживой природы. А так как эксперименты с объектами живой природы длительны по времени, сегодня мы будем продолжать изучать неживую природу.

Я предлагаю вам посмотреть на волшебный мир экспериментирования, и приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Юные исследователи».

В лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте вспомним, какие?

- Не шуметь, не разговаривать.

- Быть осторожными, ничего не брать в рот.

- Предметы и материалы для опытов брать с разрешения взрослого.

В мир опытов и экспериментов мы попадем с помощью волшебного сундучка. Но сундучок на замке и чтобы его открыть, нам нужен ключ. Думаю, здесь вам помогут знания, полученные на предыдущих занятиях. Скажите, как можно достать ключ не замочив рук?

Правильно с помощью магнита. (один из детей достает ключ)

Опыт №1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, ключ, магнит.

Нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа.

После того, как ключ приблизится к стенке ёмкости, магнит медленно двигаем вверх. Ключ будет двигаться за магнитом и его можно легко достать, не замочив рук.

- Какой вывод мы можем сделать? (ответы)

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может примагничивать предметы через стакан и воду.

- Сундучок мы открываем,

Что в нём сейчас узнаем! (открываю)

Послушайте загадку:

Такой большой, что занимает весь мир,

Такой маленький, что в любую щель пролезет.

Что это? (воздух)

Правильно - это воздух. Достаю из сундучка пробирку

Воздух есть везде, вокруг нас и под землей, на земле, и высоко в небе. Он может заполнить любое пространство и принять любую форму и сейчас мы постараемся это доказать.

Опыт №2 «Поймай воздух»

- Как можно обнаружить воздух? (предположения)

Возьмите пакет. Что находится в пакете? (Ничего.) Если воздух окружает нас повсюду, то давайте попробуем его поймать в целлофановый пакет. (показываю)

Чем наполнился пакет? (воздухом)

Какой сделаем вывод? Воздух прозрачный, невидимый, находится в пакете.

А как Вы, думаете, воздух есть внутри нас?

Опыт №3 «Воздух внутри нас»

- Возьмите трубочку и подуйте в неё на свою ладошку. Что вы почувствовали? Откуда появился ветерок? Воздух нужен человеку для дыхания. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт №3б

- Воздух можно не только почувствовать, но и увидеть, опустив один конец трубочки в воду, и подув неё. (Выполняют)

- Что вы увидели, откуда появились пузырьки? (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается вверх)

- Какой мы с вами сделаем вывод?

Вывод: воздух есть внутри человека.

Опыт №4 «Спасательный жилет»

У меня мандарин без кожуры, а у вас в кожуре. Какой тяжелее? (в кожуре)

А теперь отгадайте, какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? (ответы)

Опускаем мандарины в воду. Что произошло? (мандарины в кожуре плавают, хотя они тяжелее, а мандарин без кожуры утонул)

- Почему так получилось? (Ответы) Несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь в его кожуре есть много пузырьков воздуха, как в спасательном жилете или надувном круге, которые выталкивают тонущий мандарин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность.

Опыт № 5 «Сухой из воды»

Скажите, можно ли выйти сухим из воды? (ответы)

Предлагаю это проверить. Возьмите стакан с приклеплённой ко дну салфеткой. Проверьте, сухая ли салфетка. (да) Можно ли опустить стакан в воду не намочив салфетку? А теперь опустим перевёрнутый вверх дном стакан с салфеткой на дно ёмкости (показываю)

Есть вода в стакане? (Есть) Замочила ли она салфетку? Как вы думаете? Сейчас вынем стакан и узнаем, кто прав. (трогают салфетку)

- Как вы думаете, что помешало воде намочить ее? (воздух)

- Что произойдет с салфеткой, если стакан наклонить в воде (из него выйдет воздух, его место займет вода, салфетка намокнет)

Вывод: Воздух занимает место.

Общие выводы про воздух.

Воздух прозрачный, невидимый, есть вокруг нас. Воздух есть внутри человека. В кожуре мандарина тоже есть воздух. Воздух легче воды, поэтому он выталкивает мандарин на поверхность. Воздух занимает место.

А сейчас давайте поиграем с воздухом.

Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Вы немного отдохнули, присаживайтесь.

Сундучок мы открываем,

Что лежит в нем, мы узнаем.

Загадка

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

(достаю пробирку с водой)

Опыты с водой

Что такое вода, для чего она нужна? (вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)

У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.

Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.

Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Понюхайте воду - вода не имеет запаха.

Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.

Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться. Посмотрите в таз с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.

Опыт «Умная галка»

Я думаю, что все помнят рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

Почему автор назвал галку умной? (Ответы). Попробуем повторить эксперимент, который осуществила птица.

Осторожно опустите камешки в банку. Что происходит? (вода поднимается вверх)

Вывод: уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Давайте вспомним, что мы узнали про воду.

Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.

Вода принимает форму сосуда, в который её налили.

Вода растекается, она жидкая.

Вода может впитываться.

Вода может отражать предметы.

Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.

Ещё я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования воздухом и водой - кляксографией.

Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы.

Физкультминутка

Давайте потренируемся

Носом - вдох и выдох - ртом,

Воздух нам помощник в том (дети дышат носом)

Смотрите на меня, а затем мы выполним работу вместе ( показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны)Вы постарайтесь раздуть её в разные направления. На каплю можно дуть не только сверху, но и с боку. Капля будет растекаться, оставляя след. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир. Подберите к своей работе название (на столе лежат несколько вариантов) или придумайте сами.

Рефлексия

О чем мы говорили на нашем занятии?

Что мы узнали нового о воде и воздухе?

Что вам понравилось?

Публикации по теме:

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «В гости к осени» Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе. Тема: «В гостях у осени» Цель:.

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки»Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Волшебные льдинки» Цель: Познакомить детей со свойствами воды и льда. Задачи: • поддерживать интерес к таким явлениям как таяние льда, замораживание воды;.

Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы)Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы) Консультация на тему: "Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе" (Из опыта работы)Природа - источник знаний.

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Перелетные птицы» ТЕМА: «Перелетные птицы» ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей о перелетных птицах. ЗАДАЧИ: Образовательные Создание условий для расширения.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа)НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Домики для осенних листочков» (старшая группа) Тема: «Домики для осенних листочков» Программное содержание: • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать.

Образовательная деятельность по познавательному развитию в группе раннего развития «Наблюдение за голубем»Образовательная деятельность по познавательному развитию в группе раннего развития «Наблюдение за голубем» Наблюдение за голубем на улице. Цель: Познакомить детей с голубем. Задачи: - учить детей узнавать, голубя на улице; - формировать интерес.

Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Ягодка-малинка»Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Ягодка-малинка» Цель: Знакомство с лесными и садовыми ягодами. Задачи: познакомить с разнообразием лесных и садовых ягод; расширить знания о пользе ягод,.

Организованная образовательная деятельность в средней группе «Загадочный подводный мир» по познавательному направлениюОрганизованная образовательная деятельность в средней группе «Загадочный подводный мир» по познавательному направлению Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Тип занятия: интегрированное.

Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Загадочный подводный мир»Организованная образовательная деятельность в старшей группе «Загадочный подводный мир» Дорогие коллеги! В нашей группе еще зимой прошла тематическая неделя "Загадочный подводный мир". В группе была проведена беседа на тему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Опубликовано: 1 июня 2021 в 13:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Лапышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД