Татьяна Мацаева
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Как звери к зиме готовились?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с понятием дикие животные. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску.
Развивать наблюдательность, внимательность.
Воспитывать трудолюбие и партнерские отношения на занятии.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы „Как звери к зиме готовились?“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: куклы Незнайка, Гномик; магнитная доска; фигурки для картины «Поздняя осень»; аудиозапись гомона птиц; письмо от Гномика, две веточки с разным количеством шишек, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Угостим друзей чаем» : чашки, блюдца по количеству гостей; чайник, скатерть, варенье, салфетки, разнообразные карточки на каждого ребенка с изображением пенька.
Ход организованной деятельности
Раздается стук в дверь, заходит Незнайка. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Незнайка такой грустный. Незнайка что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Незнайка хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Гномика:
«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к …»
Воспитатель задает детям вопрос:
- Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (Ответы детей обсуждаются.)
Все вместе решают пойти в лес к Гномику.
Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты. ( Выставлена магнитная доска с пейзажами леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из- за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья. Ежик бежит к норке и несет на спине яблоко и грибок. За пеньком спрятался Гномик.)
Звучит аудиозапись гомона птиц. Незнайка обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.
- Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (Ответы детей обсуждаются.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.
Проводится дидактическая игра «Опиши картинку».
Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.
-Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны.)
-Почему птицы решили улетать в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать.)
-Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно.)
-Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой.)
-Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег, ему будет легче спрятаться от врагов.)
-Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик. И что он несет на своей спинке? (У ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку.)
-Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (Ежик на зиму делает запасы.)
-Найдите на картинке, кто еще на зиму делает запасы? (Белочка.)
-Что белочка запасает на зиму? (Грибы, ягоды и шишки.)
Незнайка сообщает детям, что белочка умеет считать, так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.
Воспитатель задает детям вопрос:
-Как вы думаете, умеет белочка считать? (Ответы детей обсуждаются.)
Далее воспитатель предлагает детям послушать интересную историю про белочку:
-Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет.
-Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение. Давайте проведем опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.
Проводится опытническая работа.
«Зачем белочка стучит по веточкам?»
Цель: определить, на какой ветке больше шишек.
Оборудование: две веточки с разным количеством шишек.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше.)
Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.
Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (Веточка, на которой больше шишек, колышется дольше.)
-Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше.)
-Какая веточка колышется дольше? (Та веточка, на которой шишек больше.)
-Где белочка прячет свои запасы? (В дупле.)
-Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (Устраивает себе берлогу.)
-А что такое берлога? (Это домик для медведя.)
-Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит.)
-Посмотрите на картинку и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме.)
-Кто догадался, что было написано в письме Гномика?
-Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика? (Ответы детей обсуждаются.)
Незнайка предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:
-Где может быть Гномик? (Ответы детей обсуждаются.)
-Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.
Проводится дидактическая игра «Собери картинку».
Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.
Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картинке.
Гномик приветствует Незнайку и ребят:
-Незнайка, ты уже догадался, почему я не смог прийти к тебе в гости? Я спешу приготовить свой домик к зиме. А эти проказники лиса и волк нам только мешают. Поэтому мы их прогнали из леса. Вы их не видели?
Незнайка просит детей рассказать Гномику, как лиса и волк оторвали от письма кусочек. Как он переживал за своего друга. И как дети помогли Незнайке. Гномик благодарит детей и угощает всех чаем.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Угости друзей чаем».
Гномик просит всех лесных друзей: белочку, ежика, зайчика угостить ребят чаем и тем, что они запасли на зиму. Дети помогают накрыть на стол, рассаживают гостей. Лесные друзья угощают Незнайку и детей чаем с земляничным вареньем, орешками, яблочками, морковкой.
В конце дети благодарят лесных друзей и возвращаются с Незнайкой в детский сад.
Дидактическая игра: Кто чем питается?
Цель. Закреплять представление детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т. П. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.