Динара Атышева
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Игрушка — матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность
«Игрушка - матрешка»
Цель: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства;
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с историей матрёшки
Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром „Игрушка — матрешка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающая: развивать интерес к народным игрушкам; расширять знания о доброте. развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов.
Оборудование: иллюстрации матрешек, иллюстрации этапов росписи матрешек, корзинка, матрёшки, магнитофон, силуэты матрёшек, вырезанные из белого листа бумаги, гуашь, ватные палочки.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада снова приветствовать вас. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.
Воспитатель обращает внимание на игрушки расставленные на полке, среди которых есть матрёшка.
- Ребята, сегодня с нами будет играть одна из этих игрушек, но какая вам нужно угадать загадку.
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью - во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех - малютка, крошка.
Всё вместе - сувенир … (Матрешка)
Воспитатель: Правильно, ребята.
- Эта игрушка с левого края? (нет)
- Она с правого края? (нет)
- Она в центре (да)
-Она деревянная? (да) и т. д.
Когда дети угадывают матрёшку, воспитатель берет матрешку и говорит :
Воспитатель - Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрёшечка богата?
У матрёшки - невелички
Есть весёлые сестрички.
2. Объяснение нового материала.
Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешки.
Матрёшка— русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Одной из тем для росписи являются сказочные персонажи. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Ее создателями были токарь В. П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С. В. Малютин.
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.
- Интересно, а как же изготавливают матрешку?
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше.
Воспитатель показывает иллюстрации.
Этапы росписи матрешки.
• Шлифовка заготовки
• Обводка контура узора
• Прорисовывание фона
• Прорисовывание деталей
• Окончательная обводка
Лакировка
Воспитатель. Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с ними дети
В детском садике играть.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам станцевать танец матрешек и немного отдохнуть.
Физкультминутка "Нарядные Матрешки" :
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Стук в дверь. Входит Матрешка под музыку (танцует).
Матрешка : Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать!
3. Практическая работа.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как можно играть с матрешкой?
( ответы детей: ее можно расставлять, собирать, разбирать)
РЕБЕНОК ОТКРЫВАЕТ МАТРЕШКУ, А ТАМ ПЛОСКОСТНЫЕ МАТРЕШКИ
Дидактическая игра «Собери матрешку».
Дети, глядя на своих матрешек, находят свою пару.
Дидактическая игра «Выстави матрешек по росту».
- А здесь у нас совсем другие матрешки. Ребята, представьте, что вы сейчас матрешки. Кто из вас может их поставить по росту? Кто сможет справиться с таким непростым заданием?
- Вы, ребята, молодцы, очень хорошо справились со всеми заданиями.
Матрешка : Вы знаете, ребята, когда я шла к вам в детский сад, мне передали для вас вот эту корзинку. Интересно, а что в ней (Достает матрешек.)
Воспитатель: Давайте раскрасим сарафан у матрешек. Будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
4. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня занимались? Что вам понравилось?
-Молодцы, ребята! Хорошо сегодня занимались!
Матрешка : Спасибо, вы мне очень понравились. До свидания.