наталья савченко
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы с элементами экспериментирования на тему: «Путешествие в страну Камляндия»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательно-речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные – познакомить детей: с разнообразием камней,
их свойствами, особенностями
Развивающие – развивать: интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий
Воспитательные – воспитывать: бережное отношение к неживой природе,
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы с элементами экспериментирования на тему: „Путешествие в страну Камляндия“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
умение работать сообща
Коррекционные задачи:
развивать мелкую моторику,
цветовосприятие,
ориентировку в пространстве,
фиксацию взора.
Материал: камни разных размеров, пластилин, таз с водой, перышки, презентация: слайды каменных построек, изделий из камней, музыкальная запись, фартуки, салфетки, «волшебный мешочек» - для игры, картина – схема,гуашь,
поролоновые кисточки, коррекционные дорожки.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Методы и приемы: словесный метод (рассказ воспитателя, загадки, наглядный метод (показ иллюстраций, картинок, практический метод, игровой метод.
Структура НОД:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка
4. Рефлексия.
Ход
непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Рано солнышко проснулось (потянулись)
Всем ребятам улыбнулось (улыбнулись)
Лучик яркий подало (руки вперед)
Всех ребяток в сад звало (взялись за руки)
Ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости в лабораторию. Поедем на поезде
(дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», едут в группу.
Детей встречает хозяин лаборатории. (воспитатель в белом халате)
Часть 1. Вступительная беседа:
Воспитатель- хозяин лаборатории. Здравствуйте, ребята! Я – хозяин лаборатории! Мы с вами будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:
«Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой-
Одному не поднять!» камень
Правильно, это загадка про камень. С камнями нужно обращаться осторожно.
Что с ними нельзя делать? Почему? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)
- А где можно их встретить? (везде)
- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.
(слайд 1- на экран проецируются картинка горы)
Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений.
(слайд 2- на экран проецируются картинка с растениями в горных выступах)
А самые высокие горы покрыты снегами
(слайд 3- на экран проецируются картинка горы, покрытой снегом),
но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются,
от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду
(слайд 4- на экран проецируются картинка камнепада, звучит запись музыки - камнепад).
Поэтому камни можно встретить везде.
Часть 2. Эксперименты:
- А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)
Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.
- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый
красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни? (красивые и некрасивые)
Опыт №2. Цвет.
- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (по цвету)
Опыт №3. Самый большой и самый маленький.
-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.
(Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.
ИГРА «Волшебный мешочек»
Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.
- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.
Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.
- Ребята, так какими бывают камни? (Ответы детей)
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора).
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.
Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)
Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Значит, камни какие? (Ответы детей)
Оздоровительная гимнастика – ходьба по коррекционным дорожкам.
Опыт №6. Лёгкое пёрышко и тяжелый камень.
- Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?
- А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?
Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул?
Почему?
(Высказывания детей)
Опыт №7. Цвет.
- Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)
Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.
Опыт №8. Звук.
- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?
- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях.
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).
- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.
(слайды 5 -7 -на экран проецируются картинки: постройки из камней)
Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.
(слайды 8 – 9 - на экран проецируются картинки: поделки из камней).
Воспитатель. В какой сказке был построен дом из камней?
Давайте поможем поросятам построить большой каменный дом для защиты от волка.
На фоне музыки из фильма «Храброе сердце» (Средневековая музыка Гимн Шотландии, шотландская волынка) дети строят дом на рисунке – схеме, закрашивают камушки гуашью поролоновыми кисточками.
(запись музыки есть в приложении)
Воспитатель. Дети, как вы думаете, волк сможет забраться в дом к поросятам? Почему?
Высказывания детей.
Воспитатель Ребята, нам пора возвращаться в группу.
Попрощайтесь с хозяином лаборатории.
Дети прощаются и «паровозиком уезжают» в группу.