Юлия Болеева
Организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) «Капелька» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к занятию.
Организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) в младшей группе «Капелька», составлено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования и соответствует задачам программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Организованная образовательная деятельность (комплексное игровое занятие) „Капелька“ в младшей группе» размещена в разделах
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области :
-социально-коммуникативное развитие: развитие диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками, воспитывать элементарные навыки вежливого обращения : здороваться, прощаться, воспитание культурно-гигиенических навыков.
-речевое развитие: обогащать словарь детей, способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
-познавательное развитие: формировать представления о предметах ближайшего окружения.
-художественно-эстетическое развитие: развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики рук (рисование).
-физическое развитие: формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
-принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
-принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
-принцип психологической комфортности.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
-прием эмоциональной заинтересованности;
-наглядный метод (мультимедийная презентация «Круговорот воды в природе»);
-создание игровой ситуации, художественное слово, использование проблемных ситуаций.
-физкультминутка;
-продуктивная деятельность (рисунок – «Капелька»)
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
На каждый момент занятия подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Итог занятия организован в виде продуктивной деятельности рисунок «Капелька». Рисование капельками краски – ещё одна нетрадиционная техника рисования. Этот метод называется «каплетерапия». Техника проста, подходит в работе с младшими ребятишками. Хорошо развивает произвольность, так как требует усидчивости и кропотливости. Есть сведения о положительных результатах нетрадиционной техники рисования капельками в коррекции гиперактивности.
Тема занятия : «Капелька»
Цель занятия : формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
Задачи занятия :
Обучающие:
1) учить детей манипулировать с водой; ознакомление детей со свойствами воды.
2) обучать детей навыкам пользоваться пипеткой, соблюдать необходимые меры безопасности;
3) познакомить детей с новым методом рисования, используя пипетку с краской.
4) закреплять знания детей о значении воды в природе, в жизни человека;
5) закрепление навыков гигиены в разных видах деятельности.
Развивающие:
1) развивать навыки здорового образа жизни; закреплять навыки в умывании,
2) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
3) развивать речь детей, обогащать словарный запас, развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
4) развивать моторику рук детей, познакомить с нетрадиционной техникой рисования.
5) развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
6) развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
1) воспитывать культурно-гигиенические навыки.
2) воспитывать аккуратность при работе с водой, красками.
3) воспитывать умение работать в группе, формировать доброжелательность и отзывчивость.
Место занятия в изучении темы : Занятие проводится в ходе реализации проекта «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Вид занятия : подгрупповое, игровое, познавательно-исследовательское, двигательное, практическая деятельность.
Используемое оборудование, наглядность: компьютер : презентация; магнитофон: запись звуков воды; эмблемы «Капелька»; шаблоны рисунка капельки на каждого ребенка; пипетки с краской, влажные салфетки.
Предварительная работа:
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», о ее роли в жизни человека и живых существ, «О здоровом образе жизни», «О бережном отношении к водным ресурсам».
2. Опыты (превращение снега в воду). 3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». 4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки». 5. Чтение рассказов и стихов познавательного характера.
Ход занятия:
Этап 1 занятия (Организационный момент, 1 мин.)
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный день. К нам пришли гости, а гостям обычно рады, и с ними обязательно нужно что? Правильно…. поздороваться!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы. А сейчас садитесь на стульчики.
Этап 2 занятия (Основная часть, работа над темой, 12 мин.)
Дети сидят на стульчиках. Звучит СD диск «Звуки природы» журчание реки. Воспитатель предлагает детям послушать музыку и определить, что это звучит. (Ответы детей). Воспитатель: Посмотрите, что я вам приготовила (подходит к столу с тазом). Что это? (вода.) -А как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (ответы детей, формулируют вместе с воспитателем цель занятия)
-Для чего нужна вода? ( ответы детей: что воду пьют, ею умываются, моют руки.)
-А если стол станет грязным, что мы сделаем? ( ответы детей: помоем его водой.)
-Катя, если испачкается твое платье, что сделает мама? ( ответы детей: постирает платье.)
-А еще как используют воду? (берет лейку с водой и поливает растения)
-Что я сделала? (ответы детей.) Вот как помогает всем вода.
Посмотрите, как льется вода… (Зачерпывает воду ладонями, выливает ее обратно в таз. Дети повторяют действия и слова воспитателя. Если опустить руки в воду, а потом поднять, то вода будет стекать с ваших пальцев: кап-кап-кап. Дети опускают руки воду и медленно поднимают их, наблюдая за каплями. На что это похоже? (На дождик.)
Вытрите руки салфетками, и мы поиграем в дождик.
«Дождик»
Капля раз, Капля два, Прыжки на носочках, руки на поясе.
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом.
А зонтики раскрыли, Развести руки в стороны. От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.
Сюрпризный момент: появляется персонаж «Капелька»
Капелька : Здравствуйте ребята, меня зовут «Капелька».
Я услышала звуки воды и пришла к вам. Вы наверно говорите про меня? (ответы детей).
А я хочу с вами поиграть. Поиграете со мной? (ответы детей).
У меня есть вот такие капельки (показывает капельки, приготовленные из бумаги).
Найдите, где в вашей группе используется вода, и отметьте их капелькой.
Я хочу посмотреть, где живут мои сестрички-капельки.
Воспитатель: Ребята, прежде чем идти искать, где живут сестрички Капельки, давайте сосчитаем, сколько у нас капелек (дети считают капельки – 5, нужно найти пять мест).
А теперь отгадайте загадку:
Зонтик буду я держать, и стараться их считать,
Раз, два, три, четыре, пять, что же падает пять? (капли дождя)
Молодцы! А теперь превратимся в ручеёк и потечем искать сестричек Капельки, что они у нас в садике делают и какую приносят пользу (дети идут по группе и делают остановки).
Остановка № 1: в уголке природы: возле растений.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем здесь нужна вода?
Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку.)
Остановка № 2: в игровом уголке.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем в игровом уголке нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы мыть игрушки (приклеивают капельку).
Остановка № 3: около туалетной комнаты.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем здесь нужна вода?
Дети: Чтобы мыть руки и лицо (приклеивают капельку).
Воспитатель: А давайте ребята покажем Капельке, как мы умеем умываться?
Физкультминутка «Льётся чистая водица»
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Остановка № 4: около мойки.
Воспитатель: А здесь, зачем нужна вода?
Дети: Здесь вода нужна для того чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивают капельку).
Остановка № 5: около стола, на котором стоит кувшин с водой.
Воспитатель: Что это за вода, ребята?
Дети: Это питьевая вода (приклеивают капельку).
Капелька : Какие вы молодцы, ребята. Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек.
Воспитатель: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. А сейчас садитесь все на стульчики и послушайте, что я вам хочу рассказать. (Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»)
Этап 3 занятия (Продуктивная деятельности, 5 мин.)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами будем рисовать. Давайте вспомним, чем (какими предмета) можно рисовать? ( ответы детей: кисточкой, карандашами, фломастерами)
Воспитатель: Но прежде, чем мы с вами будем рисовать, вы должны вспомнить правила:
1. Краску нужно брать аккуратно, не разбрызгивать.
2. Когда мы рисуем, наши ручки пачкаются, поэтому нельзя брать пальцы в рот, тереть нос и глаза.
3. В конце занятия обязательно вымыть руки с мылом.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на тарелочки, и скажите, что вы на них видите? (пипетки с краской) Ребята, а сейчас я вам покажу и научу, как можно рисовать с помощью пипеток капельками (дети с помощью пипеток наносят краску на шаблоны)
-Ребята, протрите руки салфетками и пока наши рисунки сохнут, давайте встанем в круг и вспомним, что нового сегодня узнали о воде ( ответы детей: что вода льется, капает, о круговороте воды в природе) Молодцы! А теперь покажем свои рисунки Капельке и нашим гостям.
Капелька : Ой, ребята, какие вы молодцы! Очень хорошо занимались. Правильно отвечали на вопросы.
Этап 4 занятия (Итог творческой деятельности, 2 мин.) Рефлексия.
Воспитатель подводит итоги совместной работы с детьми. Рисунки детей выставляются на стенде.
Воспитатель: Ребята если вам понравилось заниматься с Капелькой - Похлопайте.
А если не понравилось – Потопайте.