Ирина Ганагина
Конспект занятия «Давайте познакомимся с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта
"Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание мобильных центров этнографической направленности"
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Давайте познакомимся с песком и глиной»
Задачи:
Образовательные:
-мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
Публикация «Конспект занятия „Давайте познакомимся с песком и глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- создать мотивационную ситуацию для того, чтобы познакомить детей с особенностями глины и песка;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации
затруднения и понимания его причины;
- сформировать опыт эмоционального переживания радости открытия;
- формировать умения работы с глиной, закреплять правила безопасности во время занятия лепкой, разукрашивания.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей, умение задавать вопросы;
- развивать у дошкольников творческое воображение; обогащать словарь;
- знакомить детей с изготовлением глиняных игрушек; приобщать детей к народным промыслам.
Воспитательные:
-продолжать формировать интерес и уважительное отношение к российской культуре, быту и обычаям;
- воспитывать интерес к созданию дымковских игрушек;
Оборудование:
- емкости с глиной, песком, стеки, клеенки или дощечки для лепки, вода, гуашь, кисти, расписные глиняные игрушки, готовые работы детей из глины, покрытые серой гуашью.
Методы и приемы: игровая мотивация, рассматривание расписных глиняных игрушек, художественное слово, продуктивная деятельность.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
На столах в группе стоят емкости с глиной, с песком и водой.
У воспитателя на руке кукла Незнайка
- Я, Незнайка, удалой и озорной
В мастерскую всех зову
Я игрушки создаю.
- Ребята, принимаем приглашение Незнайки? Вы хотите посмотреть, как он мастерит игрушки.
2. Актуализация
Незнайка подходит к песку, и пытается что – то слепить, он у него рассыпается.
- Дети, из какого материала Незнайка решил сделать свою игрушку? (из песка)
- Как вы думаете, получится у него игрушка?
- Почему? (потому что песок сухой и сыпучий, из него плохо лепить)
- Я предлагаю проверить, из чего состоит песок. Возьмите листы картона и посыпьте на него песок, рассмотрите песчинки, обратите внимание на то, что песчинки легко рассыпаются. Скажите, есть ли между песчинками свободное место? Какой вывод мы можем сделать? (сухой песок не лепится)
- А что будет, если песок намочить водой? Давайте польем из лейки песок, какой он теперь? (Сырой)
- Он отличается от сухого? Чем? (Изменился цвет)
- Попробуйте вылепить из сырого песка что-нибудь. Получается?
- А долго ли куличики сохранят свою форму? (Пока не высохнет песок)
- Ребята, обратите внимание, какая замечательная выставка в мастерской Незнайки.
Посмотрите-ка игрушки: барышни, зверушки!
Посмотрите как живой, конь красивый, удалой!
Барашек - свисток, левый рог – завиток, на груди- цветок!
Давайте внимательно их рассмотрим и полюбуемся! Расскажите, какая игрушка вам понравилась?
3. Затруднение в ситуации
- Я хочу спросить у вас, знаете ли вы, какой материал использовался для изготовления этих красивых игрушек? (сделаны из глины)
Воспитатель показывает емкость, в которой находится глина в виде порошка.
- Давайте рассмотрим этот материал. На какой материал он похож? Из чего состоит? (из чешуек)
- Попробуйте вылепить из этого материала дымковскую игрушку.
Детям предоставляется самостоятельность. Возникает затруднение, лепить из сухой глины не получается.
- Смогли вы слепить игрушку? Почему не смогли? (потому что сухая глина не лепится)
- Значит, что нам надо сделать? (дети предлагают варианты)
4. Открытие новых знаний
Воспитатель предлагает использовать «способ спросить у того кто знает», уточняет, что может рассказать детям о дымковской игрушке.
Незнайка обращает внимание на дымковские игрушки
- Ребята, знаете ли вы, откуда появились такие чудесные игрушки? (нет)
- Есть замечательная деревня Дымково, там мастера изготавливают игрушки, поэтому их так и назвали – дымковские.
Мягко падает снежок
Вьётся голубой дымок
Дым идёт из труб столбом
Точно в дымке всё кругом
Голубые дали «Дымково назвали»
- Дымково, находится в Вязьме. Там добывают природную белую глину. Ее добывают из земли, обрабатывают, сначала очищают, отсеивают от грязи, затем замачивают в воде.
Вот перед вами только что замоченная глина, помешайте ее, как вы думаете, можно из нее лепить? (нет). Я должна вам сказать, что глина должна постоять какое- то время, для того, чтобы созреть, вот такая она должна быть. Попробуйте, можно из нее лепить? (да).
Вот мы с вами выяснили, что глина должна пройти определенную обработку, прежде чем она превратится в мягкий материал, из которого можно лепить замечательные игрушки.
- А теперь настала пора поиграть. Хотите?
Д/и «Что лишнее?»
- Ну что же, Незнайка, наши ребята хорошо играют, правильно называют росписи и умеют изготавливать игрушки. Как, ребята, удивим нашего гостя? Проходите в мастерскую.
4. Включение в систему знаний
Дети занимают свои места за столами. Одним предлагается вылепить игрушки, а другим раскрасить готовые поделки. Незнайка удивляется и хвалит детей за их умение, за старание.
Незнайка - Давайте все вместе полюбуемся работами. Я думаю, ваши поделки порадуют ваших родителей.
Воспитатель:
- Друзья, во все времена на Руси в любом деле замечательной помощницей была музыка, пляска, игры. Я предлагаю всем вместе встать в дружный хоровод и повеселиться.
Хоровод: «Кто у нас хороший?»
Незнайка – Мы с вами замечательно повеселились и мне пора уходить. Я, надеюсь, мы с вами еще встретимся.
5. Осмысление
А вам понравилось со мной играть? Что вам понравилось больше? Что нового узнали? Какие знания нам помогут в дальнейшем.